Анатолий ГЕВЕЙЛЕР: «Конкуренция - это поиск более эффективных решений» Печать
Интервью - Прямая речь
Автор: Анна Штаер   
29.06.2012 12:25

С активной экспансией крупных иногородних сетей столкнулась не только соликамская про­дуктовая розница. Не­простые времена насту­пили и для магазинов, торгующих ювелирны­ми изделиями. Однако владелец компании «Ал­маз» Анатолий ГЕВЕЙ­ЛЕР благодарен конку­рентам. Кардинальные изменения, которым он подверг свой бизнес, по­могли обнаружить скры­тые ресурсы для роста.

Анатолий Гевейлер — Анатолий Викторович, когда вы почувствовали, что «Алмаз» теряет позиции?

— Первые проблемы приш­ли вместе с кризисом: благосо­стояние потребителей упало, цены на золото выросли. В 2009 году выручка наших магази­нов сократилась в четыре раза. Борьба за покупателя обостри­лась до предела, и мы обнару­жили, что нам нечего противо­поставить конкурентам даже несмотря на то, что «ювелирка» вообще и эксклюзивные ювелирные украшения в частности — это товар, востребованный, как говорится, во все времена.

Встал выбор — закрыть бизнес и похоронить весь на­копленный опыт, сменить вид деятельности или все-таки по­пытаться что-то сделать, чтобы удержаться.

Мы решили бороться. Начали учиться вести бизнес по-другому. Обратились к профессионалам, которые помогли нам разрабо­тать стратегию развития. Пере­обучили весь персонал. Вместе с продавцами и товароведами «сел за парту» и я сам, когда понял, что знаний в области экономики мне уже не хватает.

Никто не мешал заняться этим раньше, но вы же знаете пословицу про жареного петуха. Мы работали на рынке много лет, чувствовали себя уверенно, мага­зины приносили прибыль. Все изменилось в одночасье. Тогда я понял, как шатко положение бизнеса, если не совершенство­вать его постоянно, не работать над качеством.

Наш пример весьма показа­телен. Проблемы, с которыми мы столкнулись, испытывают многие компании Верхнекамья. Мы снова живем «в эпоху пере­мен». Думаю, через 5-10 лет де­ловой ландшафт в Верхнекамье изменится до неузнаваемости.

— Каким вы видите будущее малого бизнеса в наших го­родах?

— Его благополучие на 50% зависит от успешной ра­боты градообразующих пред­приятий, и на 50% — от того, насколько эффективны будут наши собственные усилия. Я думаю, местный малый бизнес будет вынужден наращивать му­скулы — расти не количествен­но, открывая один магазин за другим, а качественно. Иного­родние конкуренты приходят к нам со своими стандартами, до которых нам нужно подтя­гиваться. Они вытесняют нас с рынка, потому что у нас таких стандартов нет. Если мы были предусмотрительнее, никакие федералы сюда не сунулись бы.

— Ваша компания работает на ювелирном рынке более пят­надцати лет. Каким он был на стадии становления? Что из­менилось с тех пор?

— Первое время компаний было немного. Крупных игро­ков, которые занимались се­рьезным бизнесом — по паль­цам пересчитать. Сегодня все изменилось: ювелирные сети открывают новые магазины, производители развивают соб­ственную розницу, в ювелир­ный бизнес приходят новые люди. Количество конкурентов растет день ото дня. Причем ювелирным салонам сегодня приходится бороться не толь­ко друг с другом, но и с мага­зинами парфюмерии и косме­тики, компьютерной техники. Все это приходится учитывать, если хочешь сохранить бизнес.

— Какой совет вы можете дать коллегам-предпринима­телям?

— Взглянуть объективно на свой бизнес, на то, что творит­ся вокруг него, и ответить себе честно на вопрос — действи­тельно ли все так хорошо, как мы привыкли думать. Время, когда можно было жить безмя­тежно, пока твой бизнес при­носил стабильную прибыль, ушло безвозвратно. Сейчас о нем можно только вспоминать.

У малого бизнеса в Берез­никах и Соликамске есть бу­дущее, мы вполне можем быть успешными, даже при наличии конкурентов с многомиллион­ными бюджетами и федераль­ной поддержкой, но для этого нужно стать лучше них. Нужно заниматься своим развитием уже сегодня. Может случить­ся так, что потом будет поздно что-либо предпринимать. Ты отстанешь от поезда навсегда.