Получится ли у соликамских школ и себя «прокормить», и детей научить? Печать
Новости - Образование
Автор: Светлана Токарева   
29.11.2010 17:11

Сохранятся ли социальные гарантии для педагогов и не станет ли образование платным – два вопроса, более всего волнующие общественность в связи с переходом образовательных учреждений в статус автономных. Процесс перехода «на автономку» в городе стартовал: скоро первые восемь школ вместе с новым статусом получат возможность зарабатывать, тратить и вместе с тем – отвечать за финансовые промахи, которые в большей или меньшей степени сопутствуют любому бизнесу. А образование теперь иначе как бизнесом не назовешь!

О том, что изменится в жизни образовательных учреждений с обретением статуса автономных, наш разговор с начальником отдела правовой и кадровой политики управления образования города Соликамска Оксаной Денисовой.

– Оксана Александровна, кто принимает решение о переходе образовательного учреждения в статус автономного? От кого должна исходить инициатива?

– Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего возможно двумя способами: по инициативе учредителя, но при наличии согласия учреждения, и по инициативе самого учреждения. В обоих случаях окончательное решение принимает уполномоченный орган: в Соликамске такое решение должно быть оформлено постановлением главы города.

– Есть ли определенная  программа, список учреждений с установленными для них сроками?

– Сегодня в городе уже есть два автономных учреждения: это детский сад № 28 и оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка». Утвержден план на 2010 год. До 1 января 2011 года по нему планируется создать еще восемь автономных общеобразовательных учреждений. В дальнейшем планируется изменение типа всех существующих общеобразовательных учреждений (школ, гимназий), за исключением высокозатратных, к которым отнесены школа № 10, школа № 16 и вечерняя (сменная) школа № 3, а также коррекционные школы и специальная школа открытого типа для детей с девиантным поведением.

– В последнее время идет очень много разговоров о том, что образование в России будет платным. Согласна, что по большому счету, слухи необоснованные. И все же, не придется ли родителям платить за учебу детей в автономных учреждениях?

– В соответствии с Законом  РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, что распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, следовательно, и на муниципальные автономные образовательные учреждения.

Платные образовательные услуги могут предоставляться АОУ сверх муниципального задания, при получении услуги общего образования сверх (дополнительно) федеральных стандартов, в которые включены все предметы и также дополнительные занятия. В рамках реализации стандартов общего образования  услуга предоставляется бесплатно! На платной основе могут оказываться иные образовательные дополнительные услуги, которые не являются обязательными.

– И все-таки определенные изменения произойдут. Как они отразятся на сотрудниках, детях, родителях?

– Прежде всего, у сотрудников появляется реальная возможность увеличения заработной платы. Количество сотрудников, штатное расписание, а также уровень заработной платы устанавливается  учреждением самостоятельно. Уровень зарплаты работников АОУ будет зависеть от востребованности предоставляемых ими услуг на рынке образования. Кроме того, создание АОУ путем изменения типа учреждения не является его реорганизацией: работники не будут уволены в связи с сокращением или изменением условий труда. Для них будут сохранены все льготы, в том числе и право на получение досрочной трудовой пенсии. Для родителей и детей смена статуса – это в первую очередь повышение качества предоставляемой услуги.

– Любая реформа связана с определенными трудностями. С какими уже пришлось столкнуться «первооткрывателям» автономного плавания?

– Одна из проблем, которой мы сегодня плотно занимаемся, – более детальная проработка вопросов финансирования. До конца не ясен статус АОУ в бюджетных правоотношениях, правовое положение его имущества, ряд других вопросов. Над ними и работаем. Опыт показывает, что руководителей ждет много рисков: Закон требует обзаводиться бухгалтерией, выстраивать отношения с налоговой инспекцией. Директора получают финансовую самостоятельность, по своему усмотрению расходуя деньги на ремонт, зарплату и коммунальные платежи. Перед муниципалитетом стоит серьезная задача обучить управленческие кадры грамотному менеджменту и формированию бюджета учреждения, научить не только зарабатывать, но и с умом тратить деньги.

Есть мнение!

Ирина Могильникова, директор школы № 17:

– Подготовку к смене статуса мы начали в июне. Узнали мнение коллектива. Больше всего тогда сотрудников беспокоило, сохранятся ли у них социальные гарантии при выходе на пенсию, в отпуск. Сегодня этот вопрос снят - сохранятся. Как и другой: платным образование не станет!

С переходом учреждения в автономное вообще никаких резких изменений для учащихся, родителей и педагогов не произойдет. Зато у финансово-экономического управления появятся новые возможности. Например, на АОУ не распространяется ФЗ № 94 «О размещении заказов…», то есть все услуги и сделки свыше 100 тысяч рублей мы можем заключать самостоятельно, без проведения конкурсных процедур. А значит, школа самостоятельно будет определять подрядчика ремонтных работ. Также у нас появляется больше возможностей по введению различных дополнительных услуг – по запросам детей, родителей, жителей микрорайона. В связи с этим на законных основаниях школа сможет заработать и пустить эти средства на повышение зарплаты и улучшение материально-технической базы.

Что касается ответственности, не боимся ли мы ее - нет! Лет пять назад было бы страшно, но сегодня мы уже имеем определенную финансовую самостоятельность. У нас сильные бухгалтерские работники. Я думаю, все получится. И хорошо, что нас сразу восемь, – будет с кем в случае чего посоветоваться. К тому же в случае неудачи возможен обратный переход…