Главная Новости Общество Жизнь Соликамска после юбилея: что будет с туризмом?
Жизнь Соликамска после юбилея: что будет с туризмом? Печать E-mail
Новости - Общество
Автор: Мария Скрябина   
22.11.2010 16:15

Юбилейный год в Соликамске подходит к концу, а вместе с ним заканчивается и срок реализации программы «Соликамск – соляная столица России». Почти все мероприятия, запланированные в городе в честь получения звания «Центр культуры Пермского края», уже прошли, и 18 декабря нынешние центры культуры, в том числе и Соликамск, передадут почетное звание победителям конкурса 2011 года. Что приобрел Соликамск за уходящий год, и как это в дальнейшем поможет нам в развитии туризма?

Соединить традиции и современность, рассказать об истории города и дать возможность развиваться новым культурным направлениям, тем самым вызвав интерес к территории у потенциальных туристов, – задача, которую ставили перед собой авторы программы «Соликамск – соляная столица России», победившей в краевом конкурсе «Центр культуры Пермского края – 2010». Насколько это получилось, в преддверии завершения юбилейного года рассказывают соликамские деятели культуры.

Привлекательность в цифрах

Главный показатель туристической привлекательности территории – количество посетивших ее туристов (тех, кто не просто посмотрел соликамские достопримечательности, но и остался здесь ночевать) и экскурсантов (эта группа гостей города задерживается в Соликамске менее чем на сутки).

— Количество туристов и экскурсантов по итогам 2010 года будет несомненно больше, чем было в прошлом году. Только за шесть месяцев текущего года к нам приехали 22 тысячи туристов. За весь прошлый год – всего 16 тысяч, — говорит заведующая сектором по туризму управления культуры Надежда Белкина. — По общему числу экскурсантов и туристов прирост также очень значительный: 48 тысяч за полгода против 57 тысяч за весь прошлый год. Когда будет окончательная статистика по всему году, мы сможем говорить о росте привлекательности в процентах. Пока можно с уверенностью сказать лишь о том, что общая цифра будет выше.

Как рассказала заместитель директора МУК «Соликамский краеведческий музей» Альбина Халитова, максимальная посещаемость филиалов музея была зафиксирована в день празднования юбилея города, в период проведения краевой торговой ярмарки «Девятая пятница по Пасхе», во время «Фестиваля соли» и фестиваля актуального творчества «Террикон» в рамках проекта «ПромZона». По данным на 1 октября, жителям и гостям города кассой музея было продано 66 477 билетов на посещение экспозиций и выставок.

Со всех сторон

О том, много или мало людей из других городов и регионов приехали в Соликамск, можно судить с разных позиций. С одной стороны, есть возможность сравнивать со статистикой, предоставленной другими туристическими городами Прикамья. Кунгур, к примеру, недавно заявил о том, что каждый год с целью туризма к ним приезжают 100-120 тысяч человек. Сможем ли мы приблизиться к их результату, неясно, но то, что успехи Соликамска велики и оправдали ожидания местных и краевых властей, не подвергается сомнению.

— В этом году краевое министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций впервые называло минимальные показатели, которых должны были достигнуть территории в сфере туризма. Так, Соликамск в общей сложности за 2010 год должен был привлечь 16 800 туристов. Этого уровня мы уже точно достигли, а, значит, требования края выполнили, — продолжает Надежда Белкина. — Наверняка, в следующем году норматив будет выше. Если интерес к Соликамску сохранится на том же уровне, что и сейчас, его выполнение не станет для нас проблемой. Но мы предполагаем, что рекорды 2010-го в следующем году не будут повторены, так как многих привлекла событийная составляющая, финансировавшаяся во многом из средств края. Но рост, по сравнению с 2009 годом, в 2011-м точно будет. В какой-то степени увеличение туристического потока из года в год уже стало правилом для нашей территории.

С этим солидарна и начальник управления культуры Татьяна Лехтина:

— У нас был огромнейший ресурс, благодаря которому мы смогли реализовать свои идеи. Двенадцать миллионов краевой поддержки очень значимы для нас. В будущем такого объема средств мы получать не будем. Это значит, что задачи станут сложнее: необходимо будет поддерживать достигнутый результат, располагая меньшими суммами.

Безусловно, соляной бренд Соликамска будет укрепляться и в дальнейшем. В следующем году мы зарегистрируем его официально, причем не только на российском, но и на международном уровне. Подробно рассказать о том, каким образом и в каких объемах мы будем работать на имидж соляной столицы, я пока не могу: еще не утвержден бюджет на 2011 год, и мы не знаем, какими средствами будем располагать. Но совершенно точно на передаче звания следующему центру культуры история Соликамска как туристического центра не закончится. Проводя фестиваль соляных городов, мы убедились, что идея объединения городов, стоящих на соли, интересна не только нам, но и нашим коллегам. Скорее всего, эта традиция будет продолжена. Не откажемся мы и от традиционных «Огней Гефеста». Большие силы будут приложены на восстановление Верх-Боровского солеваренного завода как интересного туристического объекта.

Сегодня, по словам Татьяны Валерьевны, идет разработка концепции развития музея соли. Ее выполняет АНО «Музей исторической реконструкции» г. Перми. Предполагается, что документ будет готов в следующем году, а после выполнения всех рекомендаций специалистов сользавод станет не только музейным объектом, где будут проводиться экскурсии, но и целым комплексом, на территории которого будет приятно проводить время.

— Главный результат реализации программы «Соликамск – соляная столица России» - это опыт и связи, — считает Татьяна Валерьевна. — Со многими вещами мы впервые столкнулись только сейчас. Открытием для нас стала возможность налаживания международных контактов. Раньше все это казалось фантастическим, но когда мы оказались рука об руку с театралами из Европы, с делегатами польской Велички, где добывают соль, с именитыми музыкантами, приехавшими на «ПромZону», поняли, что все реально. Пропал страх, появилась уверенность в собственных силах. Никогда раньше мы не занимались изготовлением малых архитектурных форм. Когда начали конкурс на Символ Соли, даже не знали, как к этому всему подойти. Теперь мы знаем многие тонкости и в будущем в такой ситуации не растеряемся.

Безусловно, кроме опыта после юбилейного года останутся и материальные результаты. Как уже говорилось, в декабре в центре города будет установлен Символ Соли. Также за прошедший год была благоустроена территория Людмилинской скважины, реконструирован центральный сквер и Воскресенская площадь и так далее. Все это будет работать на имидж города и в следующие годы.

— Мы уже привыкли жить в быстром ритме. Когда долго нет мероприятий, уже становится скучно, и мы начинаем искать себе занятия, — рассказывает о работе своей команды Татьяна Лехтина. — Остановиться сейчас мы не сможем, да и не хотим. Даже в условиях небольшого финансирования, есть способы привлечь к себе внимание. За прошедший год мы научились работать со СМИ всех уровней. К нам приезжали и из Перми, из федеральных изданий. Информация о наших мероприятиях регулярно появлялась и на наших ресурсах, и на различных новостных сайтах. За 10 месяцев мы разослали больше 200 пресс-релизов огромному списку адресатов. По статистике министерства культуры, Соликамск – самая упоминаемая в Интернете в текстах на тему культуры и туризма территория Пермского края. Рассказывать о возможностях отдыха на соликамской земле мы будем и дальше.

С точки зрения бизнеса

Одна из важнейших частей туристической сферы Соликамска – предприниматели, владельцы гостиниц, кафе и сувенирных магазинов. Без них, туризм невозможен, а значит, политика муниципалитета и проводящиеся в городе мероприятия, должны играть на руку близкому к туризму бизнесу.

— В дни проведения крупных праздников выручка в наших кафе вырастала на 20%, по сравнению с обычными днями, — вспоминает руководитель сети заведений общественного питания Людмила Савельева. — Мы материально заинтересованы в том, чтобы Соликамск посещало все большее количество людей. Нам выгодно, чтобы город развивался. Очень хорошо, что в этом году многие приезжие увидели город в лучшем виде, с реконструированным сквером, ухоженной Воскресенской площадью. Работники культуры действительно постарались и очень грамотно все сделали. Раньше таких грандиозных праздников у нас не было. Думаю, реализация программы обеспечит интерес к Соликамску у туристов на несколько лет.

Исключительно положительные отзывы о программе «Соликамск – соляная столица России» мы услышали и от директора холдинга, в который входит гостиница «Соликамск» и кофейня «Небо» Алсине Бариевой:

- Во время празднования юбилея города и проведения некоторых других мероприятий наша гостиница была заполнена на 100%. Желающих остаться у нас на ночь было больше, чем номеров. Стопроцентная заполняемость у нас бывает и без крупных торжеств, но чаще всего это случается осенью, зимой или весной. Летом почти всегда бывают свободные комнаты.

В кофейне мы тоже отметили приток клиентов: многие постояльцы гостиницы питались именно там. Очень выгодна для нас была работа на выездах, заказы администрации - организация питания для именитых гостей города, их размещение в гостинице. Бесспорно, реализация программы пошла нам на пользу.

Прошедший год хоть и не оправдал ожиданий владелицы Дома Мастеров Веры Зелезневой с точки зрения получения прибыли, оценивается ей как успешный для формирования имиджа города:

- Во время праздников на Воскресенской площади работали ярмарки, которые оттягивали значительное число наших потенциальных клиентов. Но, так или иначе, рост продаж был, пусть и небольшой. Несмотря ни на что, я рада, что город заявил о себе. Мне всегда было очень обидно видеть, что туристические группы, быстро осмотрев центральный архитектурный ансамбль, вновь садились в автобус и уезжали в Чердынь, где ночевали, парились в бане. Думаю, в этом году мы смогли показать, что располагаем ничуть не худшими условиями и тоже можем предоставить комфортные условия для проживания, имеем возможности для того, чтоб организовать досуг.

Метки: Культура | Юбилей