Главная Новости Общество Кто оповестит Соликамск о непогоде?
Кто оповестит Соликамск о непогоде? Печать E-mail
Новости - Общество
Автор: Светлана Токарева   
13.12.2010 14:07

Томск, Ульяновск, Приморье, Магадан, Екатеринбург, Кемерово, Татарстан, Пермь… Десяток крупных населенных пунктов, не говоря о районных центрах, селах и поселках, утопают в снегу. Последствиями сильных снегопадов становятся не только транспортные коллапсы. Дома и объекты социальной сферы остаются без света из-за обрывов на линиях электропередачи, подводят порядком изношенные коммунальные системы.

 

Одна за другой территории вводят режим ЧС. По прогнозам синоптиков, с пятницы на субботу обильные осадки ожидались и в Соликамске. Можно ли подготовиться к стихии, зная о ее приближении? Происходит ли у нас в городе заблаговременное оповещение организаций и населения о возникновении особо опасных гидрометеорологических явлений, резких изменениях погоды, которые могут вовлечь за собой возникновение ЧС?

В целях профилактики ЧС

Последний раз предпосылка возникновения чрезвычайной ситуации в Соликамске была зарегистрирована в ноябре 2008 года в связи с угрозой обрушения жилого дома по улице Плеханова, 6. Чтобы режим ЧС был объявлен из-за капризов погоды, в МУ «Управление гражданской защиты» города Соликамска не припомнят. И в том числе связывают это с правильно поставленной профилактикой возникновения чрезвычайных ситуаций, в частности, со своевременным оповещением организаций и учреждений о свойственных уральской зиме «штормах».

– Каждое утро из краевого управления мы получаем прогноз погоды на день, по которому сами ориентируемся, подходит он под категорию штормового предупреждения или нет, – рассказывает соликамский оперативный дежурный Нина Зорина. – Все показатели определены: в отношении холодного времени года это температура ниже 30 градусов, скорость ветра 25 метров в секунду и более, количество выпавших за день осадков – 50 мм. Если подобные изменения ожидаются, мы передаем срочные телефонограммы диспетчерам ряда предприятий и организаций, деятельность которых напрямую связана с жизнеобеспечением города.

Вся работа в Единой дежурной диспетчерской службе строится на основании четких инструкций. В соответствии с ними в списке, по которым оперативный дежурный передает штормовое предупреждение, 25 телефонов, в частности: 01, 02, 03, 04, а также номера диспетчерских служб ряда крупных соликамских управляющих компаний, учреждений, градообразующих предприятий, энергетиков и ТЭЦ.

Одним из первых (в соответствии с обозначенным списком) штормовое предупреждение получает диспетчер МУП «Теплоэнерго».

– Судя по записи в журнале, последнее подобное сообщение поступило 29 ноября, – сообщает диспетчер предприятия Марина Михайлова. – Как и любое другое, оно зарегистрировано и передано на котельную.

– Таким образом мы узнаем о возможных отключениях электроэнергии, в результате которых может встать все оборудование. Но свою работу на основании штормовых предупреждений не координируем: ориентируемся на собственный температурный график, который строится из расчета температуры наружного воздуха. Каждый час проверяем термометр, регистрируем изменения и в соответствии с этим смотрим, сколько надо убавить, сколько добавить. Значение имеет каждый градус, – отмечает начальник соликамской котельной Наталья Будилова.

В управляющих компаниях, напротив, считают нужным заранее узнать о серьезных изменениях погоды и принять необходимые упреждающие меры.

– Получив штормовое предупреждение, я тут же передам его на все три участка, – говорит главный диспетчер ООО «ЦКО «Боровск» Светлана Полякова. Она хоть и работает в этой должности недавно, инструкцию знает. – Если ожидается низкая температура, в готовности должны находиться дежурная служба, аварийная бригада. Мороз может спровоцировать порывы в трубах, которые придется незамедлительно устранять.

– Спрогнозировать, чем обернутся сюрпризы погоды, сложно. Готовым надо быть ко всему, – рассуждает техник ООО «Коммунал» Татьяна Чуклинова и тут же добавляет, что еще в ноябре все дворники были предупреждены о необходимости в случае снегопада выходить на работу в субботу и воскресенье.

…И все же гораздо удобнее строить планы на выходные, заранее зная, будет ли он таковым. Но если у работников коммунальных служб еще остается шанс заблаговременно получить необходимую информацию, то как быть остальным? Подготовка к штормовым предупреждениям у управляющих компаний не включает в себя передачу полученных сведений дальше по цепочке, вплоть до каждого жильца. Ни тебе объявлений на подъездах, ни каких-то других способов веерного распространения ценных данных. Словом, информационный обрыв…

Ветер ПОРЫВистый

Определенные шансы узнать, что за окном начинается метель, есть у работников крупных промышленных предприятий. «Сарафанное» радио работает быстро. Вместе с тем, оповещение сотрудников о надвигающихся снежных бурях в задачи диспетчерской службы не входит.

– Полученную от ЕДДС информацию завод использует в производственных целях, – говорит диспетчер ОАО «СМЗ» Алексей Минеев. – Передаем ее начальникам цехов, а те в свою очередь – работникам, которые уделяют дополнительное внимание технике, оборудованию, укрепляют газовые и башенные краны. Если есть необходимость довести информацию до каждого сотрудника, может быть использовано заводское радио. Но «сарафанное» работает куда быстрее.

– Да, штормовые предупреждения получаем, в производственных целях информация необходима, тут же доводим ее до руководства рудоуправлений и цехов, если надвигается мороз, сообщаем на котельную, чтобы смогли подготовиться к бесперебойной работе, – рассказывает диспетчер производственного отдела управления ОАО «Сильвинит» Нина Михайлевич.

И все же сильнее остальных из-за лютых морозов и снегопадов «штормит» энергетиков и дорожные службы.

– Для нас самое страшное – шквалистый ветер, мокрый снег с налипанием и низкие температуры, – рассказывает диспетчер Соликамского района городских электросетей производственного объединения Березниковских электрических сетей Ольга Соловьева. – Предотвратить обрывы мы, конечно, не можем, но должны быть готовы тут же их устранить. Так что все ремонтные службы приводим в «боевую» готовность, предупреждаем, что может понадобиться автовышка, что мастерам придется подежурить на дому.

Отнюдь не сильный ветер, а неосторожность «теплолюбивого» населения приносит энергетикам и еще одну головную боль. Мороз влечет за собой перегрузки в сети, связанные с активным использованием электронагревательных приборов.

Но главные перегрузки могут настигнуть транспортные магистрали. И происходит это повсеместно. В Екатеринбурге на уборку улиц вышли даже чиновники. В Перми, возможно, кому-то тоже придется взять в руки лопату – как сказал глава городской администрации Анатолий Маховиков, «хватит бить подрядчика рублем, пора бить лопатой».

Заметает зима, заметает…

Соликамский подрядчик, отвечающий за содержание города, – ООО «ПМК-11» – даже не числится в списке тех, кому из Единой дежурной диспетчерской службы поступают метеорологические предупреждения.

– Видимо, не считают нужным нам сообщать, – говорит директор ООО «ПМК-11» Людмила Гилева. – Но даже без их прогноза я обладаю полной картиной – сама могу хоть кого предупредить! У меня всегда открыты сразу пять сайтов с прогнозами погоды. И сейчас скажу, что с пятницы на субботу ожидается сильный снег – за шесть часов выпадет 9 миллиметров осадков. Техника готова, люди тоже. Но опять же столкнемся с непониманием населения, которое в такие дни могло бы воздержаться от поездок на личном транспорте, но не хочет. Если город вязнет в снегу, как это сейчас происходит в ряде территорий, вина дорожников, конечно, есть, этого никто не отрицает. Но половина ответственности за возникновение пробок ложится на самих водителей. Встань на стоянку – пережди. Нет, едут – еще и снегоуборочной технике мешают, дорогу нашим машинам не уступают. А потом жалуются, что не успеваем расчистить.

Словом, удивляется Людмила Ивановна не только тому, что в наше время информацию до населения надо доводить (хотя при желании любой прогноз можно найти самостоятельно), но и тому, что, даже зная о надвигающихся неблагоприятных погодных условиях, люди пренебрегают самыми простыми мерами для предупреждения чрезвычайных ситуаций.

В целом возможность для оповещения населения в Соликамске есть. Неделю назад штормовое предупреждение прозвучало в эфире радиостанции «Камская волна»: налипший на провода мокрый снег грозил возможными обрывами ЛЭП. Как сказал редактор радиостанции Евгений Смирнов, другого настолько оперативного источника оповещения населения на сегодняшний день в городе нет:

– Уже через минуту переданная телефонограммой информация может быть в прямом эфире.

Так что остается только определить, какие из предупреждений могут быть важными для населения, а какие — нет.

– Думаю, что вовремя переданное штормовое предупреждение, в частности, о надвигающемся похолодании, могло бы помочь нам сориентироваться и заранее утеплиться. Но до нас они почему-то не доводятся, – отмечает Светлана Букина, председатель ТСЖ, в которое входят дома №№ 18 и 20 по улице Культуры. – Будь она у нас, мы бы и жильцов предупредили, развесили объявления на информационных стендах, установленных в каждом подъезде.

– Нет, через нас такая информация не проходит, – говорит председатель совета микрорайона № 6 Татьяна Курицына. – Сами о погодных изменениях узнаем с экранов телевизоров да из интернета. Хорошо, если подобные предупреждения своевременно доводятся до коммунальных служб.

Татьяну Владимировну, как, возможно, любого другого обывателя, поначалу даже удивило само понятие «штормовое предупреждение». Не на море же, в конце концов, живем. Подумаешь, мороз за тридцать, порывистый ветер – и не к такому привыкли. Наверное, поэтому мы не сильно-то и переживаем о том, что штормовые предупреждения доходят до нас постфактум. Хотя, в принципе, возможности для заблаговременной передачи есть: СМИ, уличные громкоговорители, объявления на информационных стендах, публикация на сайте городской администрации. Лишь бы телефонную линию к тому времени уже не оборвало…

Метки: Погода | Службы