Пошли на обгон Печать
Статьи - Жизнь
Автор: Евгения Пантелеева   
02.09.2011 15:43

Трудно поверить, но это факт: Пермский край вышел на второе место в России по динамике продаж новых легковых автомобилей. За первые шесть месяцев 2011 года у нас продано на 9,1% машин больше, чем за тот же период год назад.

Впереди нас — только Кемеровская область (12,4%), позади — Екатеринбург, Тюмень, Челябинск и даже Москва. Пока экономисты и аналитики рассуждают о причинах взлета регионального авторынка, бизнес пытается разглядеть за цифрами статистики ближайшую перспективу.

Дешево и сердито

За первое полугодие 2011 года россияне уже купили в два раза больше автомобилей, чем в прошлом. Лидерами продаж остаются бюджетные автомобили в ценовой категории от 250 до 450 тысяч рублей. Первые строчки рейтингов прочно занимают автомобили «АвтоВАЗ» и иномарки отечественной сборки.

В то же время, покупатели сегодня исходят не только из ценовых критериев. Они начинают придавать больше значения удобству и эстетике, как это было до кризиса.

Иномарки по-русски

Спрос на иномарки увеличивается особенно быстро. В Пермском крае продажи новых иномарок выросли более чем вдвое. Однако по-настоящему «импортных» автомобилей среди них немного. Основные продажи приходятся на модели, производимые в России.

Откуда деньги, Зин?

Эксперты связывают рост продаж со стабилизацией экономики после кризиса. 1 159 000 новых автомобилей было продано в России к июлю 2011 года. Рост продаж составил 56%.

Дилеры указывают на реформирование банковской политики автокредитования. Сами потребители называют основной причиной рост инфляции, который подстегивает население тратить здесь и сейчас.

Станислав Долгирев, автоцентр «Гарант-Н» (г. Березники):

— Наши продажи выросли на 30%. На мой взгляд, совпали сразу несколько факторов: программа утилизации старых автомобилей, повышенная доступность кредитов и рост потребительской уверенности: люди перестали бояться потратить деньги.

Евгений Мезенцев, начальник СП «Экс-авто» (г. Березники):

— В 2011 году продажи выросли очень существенно — процентов на 70. С начала года мы уже продали порядка 300 автомобилей.

На 93% выросло число иномарок, поставленных на учет за первые 5 месяцев 2011 года. Лидером рынка среди иностранных моделей стал Renault Logan. Ему на пятки наступает Hyundai Solaris. Поступивший в продажу в апреле текущего года, он уже четвертый месяц подряд удерживает лидерство по объемам ежемесячных продаж среди иномарок.

На третьем месте оказался Ford Focus.

Далее следуют Daewoo Nexia, Kia Rio и Chevrolet Niva. В десятку также вошли Opel Astra, Volkswagen Polo, Chevrolet Lacetti и Renault Sandero.

Продажи новых импортных автомобилей будут постепенно замещаться автомобилями отечественной сборки. Импортировать будут те модели, которые не производятся на российских заводах и не имеют массового спроса, прогнозирует аналитическое агентство «Автостат».

Мария Харламова, бренд-менеджер «Сильвер Моторс» (г. Пермь):

— За полгода, с января по июль 2011 года, мы продали 750 автомобилей Hyundai. Мы приближаемся к докризисному уровню. В прошлом году за аналогичный период было продано 500 машин.

Причины роста автопродаж

Растет потребительская уверенность, связанная с достаточно стабильным экономическим положением в стране, общим снижением уровня безработицы, ростом средней заработной платы, укреплением курса рубля.

В 2007-2008 годах было продано много новых машин. По истечении трех лет большинство автовладельцев меняют автомобиль на более новый.

Действующие программы льготного кредитования, когда часть покупки нового автомобиля субсидирует государство.
Государственная программа утилизации «автохлама», по которой было продано более 600 тысяч машин.
Снижение процентных ставок и увеличение максимального лимита по банковским автокредитам.

Кредитная история

Количество потребительских автокредитов вернулось на докризисный уровень.
700 000 автомобилей, проданных в России с начала года, куплены в долг.
70% автомобилей в Пермском крае продаются в кредит.
2/3 кредитных автомобилей приобретается по программам льготного кредитования.

Кто накормит железного коня?

В 2010-2011 годах автомобильный рынок взял хороший разгон. По всем признакам динамика продаж сохранится и через год. Причин для этого более чем достаточно:

Государство, заинтересованное в росте промышленного производства, не оставит «АвтоВАЗ» и другие российские автозаводы без поддержки. Можно ожидать новых программ льготного автокредитования.

Поддерживают рынок и корпоративные кредитные программы. Так, увеличение объемов продаж автомобилей Skoda в России связано не только с программой утилизации, но и с популярностью специальной программы кредитования Skoda Credit.

Японский автопром, потерявший позиции после землетрясения,  обещает полностью восстановиться уже к осени 2011 года.

Китайские автопроизводители укрепляют свои позиции на российском рынке (у китайцев можно купить не только машину эконом-класса по минимальной цене, но и машину бизнес-класса по цене «эконом»).

Расширяется производство «нашемарок» (Daimler договорился с руководством «Группы ГАЗ» об организации сборки коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter на Горьковском автозаводе. Mazda собирается построить линию промсборки на Дальнем Востоке).

Судя по всему, за автопроизводителей и дилеров, продавцов бензина и страховщиков, торгующих полисами ОСАГО, можно начинать радоваться уже сегодня. Но автомобиль, даже новый, требует постоянных финансовых вложений. Его нужно где-то мыть, ремонтировать, парковать, «переобувать» в межсезонье, устанавливать дополнительное оборудование, покупать автохимию и т.п. Чем быстрее растет парк автомобилей, тем больше возможностей раскрывается перед  малым бизнесом, который зарабатывает на их обслуживании.

Павел Пивкин, коммерческий директор филиала компании «ДАВ-Авто» (г. Березники):

— Спрос на автомобили был всегда, но в период кризиса он перешел в категорию отложенного. Теперь, когда экономика более-менее стабилизировалась, потребители его активно реализуют.

Виктор Христенко, глава Минпромторга РФ:

— К 2014 году Россия может стать крупнейшим авторынком в Европе с ежегодными продажами более 3 млн машин.