Главная Статьи Жизнь Тест-драйв «Мертвая зона»
Тест-драйв «Мертвая зона» Печать E-mail
Статьи - Жизнь
Автор: ИА "Верхнекамье"   
26.07.2010 10:41

«Девочка погибла. Вина водителя – минимальна» – читаю в сводке ГИБДД. И далее: основной причиной ДТП стали маленький рост ребенка и «мертвая зона»… Зона, названная так уже потому, что для детей представляет смертельную опасность.

Свет мой зеркальце, скажи…

Мертвая зона По счастью эта авария во дворе дома, где жертвой стала двухлетняя девочка, «притаившаяся» за бампером машины, водитель которой, не убедившись в безопасности, начал движение задним ходом, произошла не в Соликамске. И все равно эмоции у нас в редакции новость вызвала очень неприятные.

– Света, а ты сама обходишь машину вокруг, когда садишься за руль?

Признаться честно, этот вопрос коллег привел меня в некоторое замешательство. Да, про «мертвую зону» инструктор рассказывал, про то, что при перестроении или обгоне надо быть осторожнее и не забывать смотреть во все зеркала, знаю. Но ребенок сзади, за бампером… Да там его в принципе не может быть!

– Тогда откуда такое количество подобных ДТП? – не унимаются девчонки-журналистки, сами всегда разъезжающие только на пассажирских сидениях. – А как насчет своеобразного тест-драйва?

Медленно понимаю, что они хотят сделать меня участником эксперимента и посмотреть, насколько широко простираются границы «мертвой зоны» у моей «Нивы-Шевроле». А в итоге убедить, что я (не обходя машину со всех сторон перед началом поездки!) довольно беспечно отношусь к безопасности случайных пешеходов, особенно юных. Отказ, понятное дело, не принимается, и мы все вместе спускаем во двор редакции. Рабочий день под угрозой, но идея того стоит. Для чистоты эксперимента приглашаем принять участие в нем руководителя автоклуба Игоря Соколова. Но самым главным героем проекта становится сын корректора «Нашего Соликамска» Давид.

Мертвая зона Поначалу прятаться за автомобилем мальчишке, уж точно будущему водителю, не очень нравится. И уже одно это лично меня радует: все-таки ребята понимают, территория в метре от машины – не лучшее место для игр. Давид поддается лишь на обещание купить ему новую игрушку (разумеется, автомобиль). Но вот уговоры позади: я за рулем, а он у бампера. Причем очень хорошо виден мне в левое зеркало.

– А сейчас, Давид, сделай несколько шагов в одну сторону.., другую.

Прекрасно вижу, как топает малыш. Улыбаюсь, отвлекаюсь… и теряю его из вида. Вот только он был здесь, и, спрашивается, куда делся? Попал в «мертвую зону».

Головой кручу – все увидеть хочу

– Игорь Владимирович, так что такое «мертвая зона»? – спрашиваю у инструктора по вождению Соколова, которому нередко приходится объяснять этот эффект начинающим водителям.

– Лучше на практике: сядьте за руль, смотрите в зеркало (Игорь Владимирович приглашает меня в его иномарку). Видите меня? А сейчас? Так вот «мертвая зона» – это участок вокруг машины, который не просматривается в зеркала, где из видимости водителя исчезают другие автомобили и объекты. Иногда можно повернуть голову и увидеть машину или того же ребенка. Иногда, особенно если малыш низкого роста и находится за багажником, он вообще не попадает в поле зрения.

– И как быть? Что Вы говорите курсантам?

– Прежде всего, предупреждаю, что нужно быть очень внимательным. Какое-то шестое чувство должно быть, периферийное зрение. Перед началом любого маневра, будь то начало движения, перестроение, поворот, следует повертеть головой, посмотреть во все стороны. А иначе никак.

– Но, допустим, ситуация: водитель подошел к машине, сел, и, пока он заводил мотор, незаметно подбежал или подъехал на велосипеде ребенок. Надо признать: каким бы здравомыслящим не был человек, после того как он сел за руль, точно не выйдет и не начнет проверять, как за эти несколько секунд изменилась обстановка…

– Водитель всегда должен быть осторожен. Получается, что он начал движение, не убедившись в безопасности. Всегда следует предполагать, что в «мертвой зоне» кто-то может находиться. Не надо надеяться, что там никого нет. Не увидел сразу – еще посмотри. Все это приходит с опытом, методом проб, иногда ошибок. Взять, к примеру, наших учеников: слушают, но не вникают. А когда столкнутся с проблемой на практике, вспоминают, что не просто так их учили и предупреждали.

– Игорь Владимирович, но ведь я не вижу Давида не только за машиной, но иногда и рядом с ней. Понятно, что водителю со стажем хорошо известная эта боковая «мертвая зона», а как быть новичку?

– Опять же: крутить головой. Особенно сейчас, когда во многих машинах установлены кондиционеры, стекла закрыты, так что еще и звукоизоляция не на руку. В такой ситуации можно не только не заметить другую машину, но и, попав в «мертвую зону», самому стать помехой. Как только передний бампер вашего автомобиля поравнялся с задним бампером машины в соседнем ряду, считайте, что вы уже вне видимости и старайтесь быстрее покинуть эту зону. Та же ситуация, если вы не видите в зеркало находящейся рядом машины водительского места. Следовательно, и тот водитель не видит вас.

– Чем можно оборудовать автомобиль, чтобы быть более уверенным?

– Над этим постоянно работают все автомобильные компании. Самый приемлемый для нас вариант – зеркала: либо с преломлением, либо сферические. Современные автомобили оборудуют датчиками сонарами. Да, все это расширяет спектр видимости, но панацеей не является. Повторюсь: единственный рецепт – быть внимательным, без устали смотреть во все стороны. Хотя, конечно, иногда интенсивность движения такая, что нужно смотреть только вперед.

Вариант: выйди и посмотри

Между тем Давиду наскучило ходить между затеявшими какой-то серьезный и скучный разговор взрослыми. Он готов Мертвая зона еще поиграть. Но теперь, получив четкие инструкции, я сажусь за руль с другим настроем. Дорога – это вам не шутки и не игры. Не случайно есть неписаное правило: прежде чем начать ездить на новом автомобиле, следует проверить, где у него «мертвая зона». Мне подвернулся хорошая возможность.

Вновь прошу Давида походить вокруг машины, а сама замечаю, когда вижу его, а в каких местах он исчезает из поля зрения. Пусть с опозданием, но я для себя этот тест-драйв прошла. Результаты, правда, не очень обрадовали. На моем автомобиле «мертвая зона» оказалась достаточно большой. Есть смысл задуматься о дополнительных мерах безопасности, к примеру, зеркалах, которые добавляются к штатным (как внешним, так и внутренним). Успокаиваю себя, что на них много средств не понадобится. Чего не скажешь о ликвидации пробелов видимости за машиной. Но и здесь есть варианты: подороже – камера заднего вида, бюджетный – парктроник, при движении задним ходом являющийся электронными глазами и ушами водителя.

А пока остается один вариант: выходить и смотреть, что там за машиной. Вот как сейчас. Я снова не вижу Давида ни в одном зеркале, и только зайдя за автомобиль, понимаю, что мальчишка устал от наших «гонений» и присел отдохнуть.

Сегодняшний эксперимент стал хорошим уроком как для меня, так и для него. Ребенок понял, что играть вблизи машин категорически запрещено. Я – что ездить надо осторожнее. Каждому родителю предстоит по-своему объяснить сыну или дочери, насколько опасен может быть автомобиль. Нам, для наилучшего достижения результата, все-таки приходится пожертвовать куклой. Ставлю ее рядом с бампером, сажусь за руль, включаю заднюю скорость и начинаю движение. Кукла неминуемо попадает под колеса… Лицо Давида выражает недоумение и растерянность. Еще минуту назад на этом месте стоял он. Такой маленький и беззащитный перед лицом опасности в виде огромного авто.

Светлана ТОКАРЕВА

Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Пункт 8.12. Правил дорожного движения

Татьяна Белавкина, инспектор по пропаганде:

– Как такового понятия «Мертвая зона» в Правилах дорожного движения нет. Но моменты, когда тот или иной объект выпадает из поля зрения водителя, существуют. В таких случаях для предотвращения ДТП водитель, к примеру, начиная движение задним ходом, может применять непродолжительный звуковой сигнал.

Метки: Авто | Дети | Здоровье | Опыт | Среда обитания