Куда едем? Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
14.05.2012 16:30

 Скоро полгода, как в России действует Федеральный закон № 69-ФЗ «О такси», коренным образом изменивший систему регули­рования этого вида транспорта. Но клиенты соликамских такси вряд ли ощутили сколько-нибудь заметные перемены, кроме разве что стоимости проезда, которая внезапно выросла в полтора раза.

По данным краевого Минтранса, к началу мая разрешения на перевозку легковыми такси по­лучили 756 единиц транспорта. Больше половины из них име­ют пермскую «прописку». В со­седних Березниках работают 76 машин с лицензиями. В Соли­камске разрешение выдано на один (!) автомобиль. Соликам­ские таксисты явно не спешат легализоваться. А все попытки создать полноценную службу такси в нашем городе до сих пор заканчивались неудачей.

Что же должно произойти, чтобы в Соликамске появи­лось приличное такси? С этим вопросом мы обратились к предпринимателям, имеющим отношение к организации пас­сажирских перевозок.

Бомбила «по вызову»

— Начнем с того, что закон «О такси» решает проблемы, характерные для больших го­родов, — замечает председатель соликамской «Ассоциации до­бросовестных перевозчиков» Дмитрий Новиков. — Разре­шение ездить по полосам для об­щественного транспорта — для нас это неактуально. А борьба с «бомбилами» особых результатов не приносит. В городе есть не­сколько точек, где частники под­жидают пассажиров. Мы неод­нократно проводили совместные рейды с милицией — составляли списки, сообщали номера, устра­ивали контрольные закупки. Дела доходили до суда, наруши­телей штрафовали, но через пару недель мы встречали их на преж­нем месте. 69-й закон не предпо­лагает для «бомбил» наказания более серьезного, чем штраф в 5000 рублей. Но нелегалы — не самая большая беда Соликамска. Гораздо хуже, что у нас нет так­сомоторных компаний. Все, что мы имеем — это диспетчерские службы, выполняющие роль по­средников между пассажиром и водителем, почти таким же воль­ным, как уличный «бомбила».

Люди думают, что вызов такси по телефону гарантирует им безопасность и качество по­ездки. В действительности дис­петчер оказывает лишь инфор­мационные услуги и не несет никакой ответственности, если вместо опрятной и технически исправной машины к вам при­едет ржавая, прокуренная «ше­стерка» с невыспавшимся или неопытным водителем. Но за­кон «О такси» не предлагает ни­каких мер воздействия на таких перевозчиков. А поправки, при­нятые в апреле, допустили к ис­пользованию машины, которые находятся в аренде,— первона­чальная редакция закона разре­шала ездить только на собствен­ном транспорте.

Ненадежные кадры

— По моим подсчетам, в диспетчерских службах Соли­камска сегодня числится боль­ше тысячи водителей, но для 99% из них работа в такси — дополнительный приработок. Они выходят на работу, когда захотят, делают несколько рей­сов, чтоб заработать на бензин, пиво и сигареты — и через 2-3 часа на маршруте их уже нет. Единицы соглашаются рабо­тать в ночь. В праздники и вы­ходные телефон у диспетчера разрывается от звонков, а сво­бодных машин нет — водители отдыхают, — рассказывает руко­водитель группы предприятий «Автолюкс» Леонид Гаричев, в прошлом владелец службы такси.

На потенциальные пробле­мы с персоналом указывает и предприниматель Игорь До­мрачев. Несколько лет назад он тоже открыл таксомоторное предприятие «Арба-Т»: закупил парк машин Daewoo Nexia, обо­рудовал их по всем правилам, но свернул бизнес, столкнувшись не только с демпингом конку­рентов, но и с обманом соб­ственных водителей, которые придумали массу способов воз­ить пассажиров «мимо кассы».

В ожидании лидера

— У диспетчерских служб нет ни денег, ни рычагов влия­ния на водителей, чтобы под­нять дело на должный уровень, — считает директор фирмы «Городской экспресс» Сергей Мамаев. — В Соликамске та­кие фирмы будут существовать, пока не появится лидер — игрок, который задаст определенный стандарт, выстроит стратегию на годы вперед, вложится в ав­топарк, будет ковыряться в ка­драх — этого водителя возьму, этого нет. Остальным придется равняться на него. Тогда можно будет говорить о зарождении в Соликамске рынка такси и вы­рабатывать какие-то правила, которых станут придерживаться все участники.

— Я думаю, появление тако­го игрока — дело ближайшего будущего, — директор авто­транспортного предприятия «Компаньон» Антон Шеста­ков настроен оптимистично. — Потом последует укрупнение: на рынке останутся 2-3 фирмы с совокупным автопарком в 300-400 автомобилей, которые смо­гут удовлетворить все потреб­ности города и за счет оборота нормально зарабатывать. Когда участников немного, им и меж­ду собой проще договориться, и с властями диалог наладить.

Алексей ДРЯГЛЕВ, руководитель таксомоторного предприятия «Единое губахинское такси» (г. Губаха):

— Я удивлен, что в Соликамске до сих пор нет силь­ной службы такси. Население Губахи втрое меньше, но наше предприятие существует уже десять лет, и на отсутствие прибыли мы не жалуемся, хотя в городе помимо нас работает еще четыре фирмы.

Поначалу мы привлекали к сотрудничеству частников с личными автомобилями, но вот уже четыре года ис­пользуем только свой транспорт. Штатные таксисты выходят на работу по графику и зарабатывают по 15-25 тысяч в месяц. Для Губахи это приличные деньги.

Для эффективной работы таксомоторного предприятия нужно выполнить три условия. Первое — вложения в машины, механобазу, фонд заработной платы. Затраты нема­лые, но при грамотной организации дела они окупаются за 2 года. Конечно, неплохо, если помимо такси у фирмы есть другие направления деятельности, которые помо­гают зарабатывать в том числе и на развитие таксомоторного парка. Второе — нуж­ны компетентные менеджеры, которым собственник делегирует часть своих полномо­чий. Третье — контроль на всех этапах. В автотранспортных предприятиях на эту тему много чего придумано — от регулярных внутренних экзаменов до технического мони­торинга. Например, установка GPS-навигаторов помогла нам решить проблему «ле­вых» рейсов, а перевод машин на газ не только исключил возможность слива топли­ва, но и позволил удешевить стоимость поездки.