Шаг в сторону Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Людмила Климова   
22.05.2012 16:33

Современные музеи в небольших городах се­годня вынуждены делать выбор: оставаться академическими или становиться ближе к сфе­ре массовой культуры и активно зарабатывать деньги. Чтобы выживать и развиваться.

С легкой руки некоторых чиновников от культу­ры последняя должна быть как минимум окупаемой, хорошо продаваться и даже при­носить прибыль. Причем прак­тические любая ее часть. Будь то танцевальный кружок в доме культуры или музейная экспози­ция. Возможно именно поэтому все чаще работники культуры вынуждены пользоваться таки­ми терминами как бизнес-про­ект, бизнес-план, грантовая ра­бота.

Чего-то кардинально нового в этом нет. На западе по этому пути развиваются многие музеи. Например, в Испании муници­пальные музеи содержатся на го­родские средства, и жители стра­ны (а иногда и туристы) могут посещать экспозиции бесплат­но. Зато за посещение объектов исторического наследия, взятых под охрану ЮНЕСКО, с каждого берут вполне приличную плату.

На фестивале «Музейный гид» директор по маркетингу му­зея Амстердама Бьер Стенверс предельно четко сформулировал требования к «новому музею»:

— Мы стали проще, корен­ным образом изменили подход к формированию экспозиции, обновили сайт в интернете, ста­ли приглашать к себе людей… И люди пошли в музей.

Пример из России — Дар­виновский музей в Москве, ко­торый постоянно напоминает о себе нестандартными акциями и выставками. Продвижением продукта и борьбой за посетите­ля занимается специально соз­данный отдел рекламы. За год на билетах, сувенирах, лекциях и экскурсиях музей заработал 6 млн рублей. Правда, для оку­паемости и этой суммы мало. И это при постоянном туристиче­ском потоке в столице. Что же говорить о провинции… Однако и здесь наблюдается оживление.

— Туриста в музей нужно зазывать, — считает заведую­щая сектором развития туризма управления культуры Соликам­ска Ольга Приданникова. — Для этого музей должен быть живым организмом. Новые про­екты, модернизация старых, нестандартные приемы — этим можно привлечь посетителей, туристов, которые оставят в му­зее деньги. При этом не стоит за­бывать и про местных жителей, выводить их из-под власти сте­реотипа «Я в музее уже однажды был, зачем туда второй раз идти, что там может быть нового?».

По словам директора Усоль­ского музея «Палаты Строгано­вых» Станислава Хоробрых, музейщикам важно чувствовать динамичность современного мира:

— Посмотрите, насколько выросла плотность культурных событий. А ведь многие из них — исторические, календарные, появляющиеся в наши дни — можно использовать для при­влечения посетителей в музей. В нашем коллективе принято скрупулезно обсуждать каждый проект (за год в «Палаты Стро­гановых» привозят до девяти оригинальных выставок), на­чиная с тематики и заканчивая PR-составляющей. Причем по­следней уделяется не меньше внимания, чем культурной цен­ности экспозиции.

Историко-художественному музею им. Коновалова в Берез­никах, можно сказать, повезло — новому руководителю за пять лет удалось провернуть огром­ный объем работы.

— В музее не прекращаются ремонты и реконструкции, — го­ворит директор музея Любовь Бабина. – Мы отреставриро­вали фасад, спроектировали и создали новую экспозицию. Сделали музей интерактивным. Администрация города выде­лила музею большие средства. Нашлись спонсоры и партне­ры — специалисты Уральского института музейных проектов очень качественно выполнили наш заказ. И конечно же за свой музей болел весь коллектив.

ЕСТЬ ИДЕЯ — ДЕНЬГИ НАЙДУТСЯ

Именно так считает Любовь Бабина, когда речь заходит о привлечении средств на развитие музея:

— Поэтому мы планиру­ем свое развитие на достаточно большой срок. Сейчас немножко отдохнем от ремонтов и будем ак­тивно занимается рекламой. Гра­мотно рассказать о «изюминках» дорого стоит. Причем, мы рекла­мируем себя не только потенци­альным посетителям, больше — коллегам и турфирмам. Первые обязательно поделятся интерес­ной новостью у себя в городе, вторые привезут к нам гостей.

— Зарабатывать деньги не­обходимо, но превращаться в некое развлекательное учрежде­ние нельзя, — считает Станис­лав Хоробрых. — Музей должен оставаться академическим (за­ниматься научной работой), при этом становиться массовым, интерактивным (хотя, по моему мнению, любимая сегодня все­ми интерактивность — не самая удачная для музея модель разви­тия). Это тонкая грань, которой необходимо держаться.

У нас в Усолье в одном месте оказались сконцентрированы два объекта с одинаковой истори­ческой составляющей. Поэтому мы, в отличие от Голицынской усадьбы, стали больше занимать­ся развитием современных тен­денций, показывать людям не только историю XVII-XVIII ве­ков, но и знакомить с искусством XX века — создавать сегодняш­нюю историю.

— Нас ругают за то, что в Со­ликамске нет новизны, при этом часто гости — и туристы, и кол­леги-специалисты — благодарят именно за то, что в городе сохра­нен классический музей, — рас­сказывает директор Соликамско­го краеведческого музея Ольга Лыткина. — Даже новые про­екты у нас получаются с уклоном в древность. В прошлом году на полученный краевой грант мы создали цикл театрализованных экскурсий «Оленкины расска­зы», основанных на историче­ских фактах — с использованием песен, танцев и языка, звучавше­го на улицах города в XVI веке. Посетители в восторге.

МУЗЕЙ КАК БИЗНЕС

— Тем не менее, отмечу, что среди соликамцев новшества, над которыми работает коллек­тив музея, менее популярны, чем среди иногородних туристов, — анализирует ситуацию Ольга Приданникова. — За такое же представление в Перми наши горожане готовы заплатить 1000 рублей, а в свой музей «за сотню» идти не хотят. Вот в Доме масте­ров открылся музей русской печ­ки — с экспозицией, обрядами, играми. Мне кажется, от появ­ления подобных проектов город будет только выигрывать.

— Проект «Оленкины рас­сказы» в этом году получит продолжение, — рассказывает научный сотрудник СКМ, ру­ководитель историческо-теа­трального кружка «Коренушка» Олеся Бендрик. — Новые при­ключения воеводовой дочки уже написаны сотрудником музея Нелли Савенковой, идут репети­ции, шьются костюмы. Большое представление мы планируем на день святых Петра и Февронии (25 июня).

— К этому дню в Доме во­еводы откроется экспозиция свадебного платья, — продолжа­ет Ольга Лыткина. — В планах экспозиция «Ратный мир». Есть идеи по взаимодействию с на­шими соседями. К сожалению, музею в Соликамске существо­вать как бизнес-проекту тяжело: много средств мы вынуждены тратить на содержание и рестав­рацию исторических объектов. Есть гранты, есть деньги, зарабо­танные своими силами, но всех затрат они не окупают.

— После обновления экспо­зиции поток посетителей уве­личился, — говорит Любовь Ба­бина. — Теперь нужно учиться привлекать к себе внимание бо­гатого клиента, который мог бы в перспективе стать другом, меце­натом. Реализация идей требует средств. В июле мы планируем провести в усадьбе Голицыных провинциальный бал. Сейчас начинаем подготовку — будем проводить мастер-классы по бальному искусству, языку веера, этикету. Скорее всего, они будут платными.

— В бизнесе есть термин «старт-ап», когда под запуск но­вого проекта собирается ком­пания людей, аккумулируются средства, разрабатывается стра­тегия, анализируется рынок, — переходит на чисто деловой язык Станислав Хоробрых. — Так вот, я считаю, что в музейном проек­те главной составляющей всегда будут не деньги и технологии, а культурная составляющая. В этом, наверное, главная особен­ность музейного бизнеса. По крайней мере, в русской провин­ции.

В заключение отметим: куль­турные проекты сегодня вполне популярны в провинции. Да­леко ходить не будем, возьмем Прикамье. «59 фестивалей 59-го региона», турфест «59-ая парал­лель», региональная историко-познавательная игра «Открытый город», PROMZONA, фестиваль «Белые ночи в Перми», наконец мегапроект «Пермь — культур­ная столица». И хотя ни один из них не считался коммерческим, многие привлекали внимание бизнеса. Кто знает, если наши музейщики к своим знаниям и умениям добавят опыт Амстер­дама или Москвы, может, и наши провинциальные музеи забле­стят новым красками.