Реклама под ногами |
Статьи - Бизнес |
Автор: Анна Штаер |
03.08.2012 14:56 |
Изменения в закон «О рекламе» и новые ГОСТы для уличных рекламных конструкций осложнили жизнь рекламодателям и одновременно вызвали к жизни новый вид «наружки» — рекламу на асфальте. «Тротуарная» реклама пришла в Россию, как водится, изза рубежа уже несколько лет назад. До сих пор она развивалась довольно скромными темпами, но в нынешнем сезоне эксперты отмечают небывалый всплеск активности рекламистов и их заказчиков. Всему виной ужесточившиеся требования к наружной рекламе. Рекламодатели, вынужденные отказаться от традиционных баннеров, растяжек и билбордов, стали осваивать новые носители. И вот тутто и выяснилось, что для рекламных объявлений на асфальте не существует никаких ограничений, поскольку в действующем Федеральном законодательстве попросту не прописан такой вид рекламы. А что не запрещено, то, соответственно, разрешено. Во всяком случае, пока. «Ого!» — удивились рекламщики, оценивая потенциальный масштаб рынка. «Ага!» — радостно закивали рекламодатели. Особенно те, у кого отродясь не водилось больших денег на рекламу. Ведь стоимость производства асфальтового объявления стремится к нулю: трафарет и банка с краской — вот и все расходы, а эффект… Трудно даже подсчитать, сколько человек в день узнает о предлагаемых услугах. Впрочем, есть и свои минусы. Среди них — сезонность и недолговечность. Рекламу скрывают лужи, снег, стирают подошвы прохожих. К тому же на небольшом трафарете, кроме пары слов и номера телефона, больше ничего обычно не пишется: ни достоинств продаваемого товара, ни его описания, так что абсолютного доверия у горожан такие «объявления» не вызывают. Вне закона Насколько правомерна подобная реклама? Корреспонденты газеты «Коммерсантъ» провели собственное расследование и выяснили, что реклама на асфальте нарушает закон только тогда, когда она нанесена на культурные и исторические объекты, а также если она размещена на проезжей части и портит дорожную разметку. Это расценивается как административное правонарушение и чревато наказанием в виде штрафов. Чтобы не прослыть хулиганами и вандалами, необходимо избегать исторического центра, не портить чужое имущество, а также следить за контентом, — советуют авторы «Ъ». Тем не менее реальных претензий со стороны властей в России пока не наблюдается. Единственным асфальтовым нарушителем стала ставропольская компания, производящая пластиковые окна. Фирма изобразила силуэты выпавших из окон женщин и оставила подписи «мама мыла раму». При этом антимонопольщиков, оштрафовавших фирму, главным образом смутила не реклама на асфальте, не «выпавшие из окна женщины», а то, что слоган компании «Наши окна мыть не надо» не соответствует действительности. Цена имиджа Пока чиновники думают над решением проблемы, рекламодатели настаивают на своем: «На автомобильных дорогах мы не рисуем (это законом запрещено), а по поводу тротуаров нигде ничего не сказано. Не привлекают ведь к ответственности детей, которые рисуют на асфальте мелом, или подростка, написавшего «Саша+Маша»». Елена Истомина, заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации Соликамска: — Реклама на асфальте действительно не регулируется законом «О рекламе», хотя разговоры о том, что закон необходимо доработать, в последнее время ведутся все чаще. В больших городах, где подобная реклама обрела значительные масштабы, и можно говорить о появлении целой новой отрасли, местные власти пытаются бороться с этим явлением законодательно. Недавний пример — в Барнауле депутаты гордумы внесли поправки в Правила благоустройства города, запрещающие размещение рекламы и прочих надписей и изображений на асфальте. Лиц, разместивших такую рекламу, теперь привлекают к административной ответственности. В Соликамске случаи применения рекламы на асфальте пока носят единичный характер, и говорить о какойто официальной реакции, наверное, преждевременно. Однако это не значит, что городские власти поощряют это явление. Любая наружная реклама должна украшать лицо города, а много ли вы видели действительно красивых объявлений на асфальте? И уж совсем неэстетично выглядят они спустя несколько месяцев, когда краска истирается, и вместо рекламного сообщения пешеходы видят неряшливое пятно. Еще ряд вопросов возникают в связи с определением собственника асфальтового покрытия, на которое наносится реклама. Владелец земельного участка (муниципалитет или частное лицо) вправе предъявить претензии изготовителям и заказчикам такой рекламы. Подобные иски уже имели место в разных городах. Например, в Воронеже владелец торгового центра взыскал по суду компенсацию за порчу своего имущества с компании, которая разместила объявления на прилегающей к ТЦ территории. Поэтому прежде чем раскрашивать асфальт, узнайте, кому он принадлежит, и получите разрешение. |