Общепит по-соликамски |
Статьи - Бизнес |
Автор: Людмила Климова |
12.09.2012 16:22 |
Год назад, если и не день в день, но очень близко к тому деловой журнал «ДелоНС» опубликовал материал об особенностях соликамского общепита. Картина на тот момент, надо признать, рисовалась не самая радужная — вроде и третий по величине и значимости город региона, а ни гостей покормить, ни самому вечер провести в приятной и «вкусной» обстановке особо негде… Что изменилось на «общественно-питательном фронте» Соликамска за прошедший год? — С одной стороны, точек общепита в городе стало больше, открываются, например, заведения ресторанного типа. С другой стороны, на сегодняшний день очень сложно оценить: насколько такая новая открывающаяся точка будет востребована потенциальными потребителями, — говорит владелица соликамской сети столовых Людмила Савельева. — Во всяком случае, наша практика показывает, что пока столовая — это наиболее удачный и приемлемый формат для города. Днем мы кормим по собственному меню, а вечером готовим «под заказчика» — принимаем и организовываем свадьбы, банкеты — словом, любые торжества, для которых меню традиционно обсуждается с клиентом заранее. Акцент на «заранее» Людмила Васильевна делает неслучайно. Чтобы держаться на плаву и получать доход, надо правильно рассчитывать расход и приход: — Мы на сегодняшний день свой бизнес оцениваем как стабильный не столько потому, что все у нас так уж со всех сторон отлично, а потому, что не планируем в ближайшее время каких-то глобальных изменений. Сложно сегодня подыскать для себя какой-то другой столь же востребованный формат. Хотя мы прорабатывали разные варианты, в том числе — расширяли наше существующее меню за счет более дорогих, эксклюзивных блюд. Однако в этом случае счет складывается однозначно не в нашу пользу, грубо говоря, на одну востребованную порцию приходится девять невостребованных. И качество на уровне, и цены не «зашкаливают»… Но мы на этом рынке давно, и контингент уже сформировался — в том числе и в части предпочтений. И выбирают клиенты, в основном, те блюда, к которым привыкли. Проще говоря, в столовую человек приходит со вполне определенной целью — пообедать в течение рабочего дня, желательно, вкусно и по доступной цене. Так что основа существования столовой — это поток посетителей, клиенты, сменяющие друг друга в чистом, приятном глазу, но простом интерьере… Тем не менее, не бизнес-ланчем единым востребован общепит. Легко ли, трудно ли, но все-таки карта точек общественного питания пополняется новыми форматами. — Я бы позиционировала наше заведение как кафе-ресторан, ориентированный на средний и высший класс потребителя, который приходит в точку общепита не только и не столько поесть, — говорит директор ресторана «Каспий» Яна Моисеева. — Именно поэтому мы выбрали для себя в качестве основного «деловое» направление. С одной стороны, хорошая кухня, причем не только европейская, но и восточная, с другой — все условия для того, чтобы в наших интерьерах можно было встречаться с деловыми партнерами, вести переговоры, где-то и поработать в спокойной обстановке вне офиса. Яна Олеговна отмечает: сегодня в Соликамске есть и другие заведения, которые вполне могут претендовать на статус кафе-ресторана, но они развивают другие направления: — Эти заведения предлагают своим клиентам более развлекательное, что ли, сопровождение основной услуги, поэтому наши клиенты и их клиенты — это все-таки несколько разные группы. Мы, конечно, на этом рынке работаем неполные два года, но этого времени было достаточно для того, чтобы занять свою нишу (тем более, до нас она и вовсе пустовала в Соликамске) и обзавестись кругом постоянных клиентов. Хотя, как это ни печально, самыми востребованными в Соликамске по-прежнему остаются бары… Думается, немалый процент правды в этом утверждении есть. Но, кажется, дело не только в том, что для части соликамцев общепит ассоциируется, прежде всего, со словом «выпить». — С одной стороны, в Соликамске реально ощущается нехватка буквально всех форматов заведений общепита, так что развивать эту сферу и можно, и нужно… Но параллельно очень важно продвигать еще и культуру общественного питания, поскольку на сегодняшний день ситуация в городе складывается просто парадоксальная: чем проще заведение — тем меньше его боятся. Я не преувеличиваю — «форматные» заведения в Соликамске пугают потенциальных клиентов не ценами, а именно форматностью — наличием официантов, с которыми нужно как-то общаться, дополнительных услуг, дополнительного сервиса, которым «осложнено» меню, — описывает ситуацию директор кафе «Ели-Пили» и Retro music Pub’а Татьяна Максакова. — Тенденция к улучшению ситуации, конечно, есть, но все-таки люди к хорошему привыкают очень медленно… Собственно, сам Retro music Pub вполне можно считать проявлением «тенденции к улучшению». Это заведение, по формату представляющее собой противоположность рассчитанному на семейный отдых кафе «Ели Пили», для Соликамска, в общем-то, новинка: — В пабе есть два vip-зала с караоке — побольше и поменьше. Их обычно выбирают те, кто хочет посидеть компанией, повеселиться, попеть в свое удовольствие, что называется, без посторонних. С другой стороны, такие компании никак не мешают тем, кто пришел послушать ретро-музыку и отдохнуть без особого шума… В общем, складывается интересная картинка. Формально, в Соликамске сегодня не так уж и мало заведений общественного питания, причем разных форматов (столовые, кофейня, семейное кафе, кафе детское, кафе-рестораны, в том числе и с национальной кухней, бары, клубы…). По факту, «общепитовская система» выглядит не развитой и в систему, в общем-то, не складывается — настолько, что на простой вопрос: где нормально перекусить и пообщаться по делам и по работе днем и «потусить с перекусом» вечером — мало кто сможет ответить сходу. К тому же, пока в городской сфере общепита наблюдается явный «перекос» в сторону Боровска — практически трехкратный, причем «перекашивает» не только количественно, но и форматно. Вот и получается, что большинство заведений для большинства же горожан все еще остаются если и не роскошью, то уж точно не повседневностью… |