Главная Статьи Бизнес Хорошо убитое старое
Хорошо убитое старое Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: ИА "Верхнекамье"   
17.06.2010 15:17

В России дорожают подержанные автомобили. С одной стороны, это говорит о том, что для большинства наших соотечественников новый автомобиль по-прежнему остается непозволительной роскошью. С другой, свидетельствует о явном «потеплении» финансового климата: параллельно с ростом цен на автомобили с пробегом увеличивается и спрос на них.

Эксперты связывают покупательскую активность в этом сегменте с так называемым отложенным спросом — люди начали чувствовать себя более уверенно и тратят накопленные за 1,5 года сбережения. К тому же банки, потерявшие значительное количество желающих взять автокредит на новую машину, стали охотнее кредитовать покупателей б/у автомобилей.

— Что-то накопили в кризис, боясь повышения цен, что-то заняли у банка, — подтверждает менеджер одного из пермских автосалонов, в котором можно приобрести подержанный автомобиль. — А тут — весна, сезон. Вот и решили потратиться. На новую машину денег нет, отечественную не хочется. В итоге пик продаж пришелся на недорогие иномарки 2-4-летней давности. Их берут хорошо.

— С начала года автомобили с пробегом в Пермском крае «прибавили» в цене от 5 до 10% — отмечает директор авторынка «Универсал-Сервис» Александр Кречаный (г. Пермь). — Такого не было почти два года. Причем быстрее всего цены растут на недорогие модели стоимостью до 400 тысяч рублей. К примеру, еще в январе пятилетний Hyundai Getz можно было приобрести с рук за 230 тысяч, а сегодня он стоит не менее 260 тысяч рублей.

— Интерес к подержанным автомобилям иностранного производства объясняется рядом факторов, — комментирует маркетолог Центра комиссионных автомобилей «Липовая гора» (г. Пермь, группа предприятий «ДАВ-АВТО») Светлана Оганесян. — Валюта подорожала, и поэтому цены от производителя на новые автомобили поднялись, плюс правительство повысило таможенные пошлины на ввоз иномарок. При этом образовался некоторый дефицит ликвидных новых машин — не надеясь на оживление спроса, производители урезали квоты до минимума. Поэтому покупатели со средними доходами, выбирая между отечественным автомобилем или ожиданием новой иномарки, выбирают подержанную иномарку, но здесь и сейчас.

В общем, вторичный авторынок сегодня переживает настоящий ренессанс: по некоторым оценкам, продажи автомобильного «секонд-хэнда» в 2010 году выросли на 30-40%. Причем покупатели все больше отдают предпочтение организованным формам автоторговли. По данным опроса, проведенного автомобильным порталом Autoban.ru, 28% автолюбителей предпочитают искать и продавать машину самостоятельно — через газеты, по знакомым, 35% доверяют авторынкам, 17% пользуются услугами автосалонов.

Однако, как отмечают сами автодилеры, такая картина характерна, скорее, для крупных городов, в провинции пальму первенства по-прежнему удерживает стихийный рынок.

Кстати

По мнению многих опытных автовладельцев, подержанное авто покупать даже выгоднее, чем новое: в б/у автомобиле уже есть магнитола, сигнализация, пройдена антикоррозийная обработка, стоит защита картера и в придачу дадут комплект резины. Кроме того, оно в разы дешевле. Как только машина выезжает из автосалона, ее стоимость автоматически падает на 15%. Далее автомобиль теряет примерно 30 тыс. рублей в год от своей первоначальной стоимости.

Куда поедет покупатель?

— Большинство сделок проводится без участия профессионалов, — говорит Сергей Мальчиков, директор авторынка «АвтоРяд» в Березниках. — С одной стороны, люди думают, что самостоятельно смогут продать или купить автомобиль по более выгодной цене, с другой срабатывает стереотип, что авторынок — это обязательно криминал. Сегодня авторынок — юридическое лицо, не заинтересованное в эксцессах на своей территории. Так что покупатель может быть уверен, что здесь его «на бабки не кинут». Зато при самостоятельной покупке высоки шансы нарваться на автомобиль с криминальным прошлым, кредитный или сильно битый и собранный по кусочкам. А при самостоятельной продаже — попасться на удочку перекупщикам, среди которых встречаются настоящие виртуозы по части сбивать цену.

— Мне кажется, проблема еще и в том, что, продавая машину самостоятельно, ты можешь ездить на ней до последнего. А если отдаешь машину на продажу на авторынок, ее придется снять с учета в ГИБДД, и еще неизвестно, сколько времени она простоит, пока ее купят. Как правило, у нас продают машину, чтобы сразу взять новую, — высказывает свое мнение Владимир Сергеев, автовладелец с 22-летним стажем из Соликамска. — К тому же нет уверенности, что с автомобилем ничего не случится. Авторынок, конечно, несет ответственность за сохранность и целостность машины, принятой на комиссию (при заключении договора составляется акт приема-передачи, в котором фиксируется комплектность автомобиля, все видимые дефекты — прим. ред.), но кто даст гарантию, что за время экспозиции с нее не снимут хорошие детали, аккуратно заменив их старыми?

Есть и еще одна причина, которая мешает развитию авторынков в Верхнекамье — конкуренция со стороны Перми. Выбор здесь значительно больше: в краевом центре работает крупнейший в Приволжском и Уральском регионе авторынок «Камская долина», специализированные площадки для продажи автомобилей с пробегом вроде сети салонов «Эврикар» или центра комиссионных автомобилей «Липовая гора», десятки небольших авторынков.

— Что такое 200 километров для человека, который хочет купить хорошую машину? — говорит директор салона подержанных автомобилей «Искра» Михаил Сергиенко (г. Пермь). — Загляните в выходные на любой авторынок в Перми: до 80% покупателей автомобилей с пробегом — это приезжие из городов региона, из соседних областей. Среди продавцов тоже много иногородних: если ты хочешь продать машину поскорее, конечно постараешься привезти ее туда, где больше потенциальных покупателей. К тому же, в Перми, как и в других крупных городах, торговля подержанными автомобилями уже обрела цивилизованные формы: к услугам покупателей эксперты-криминалисты, инспекторы ГИБДД, технические специалисты, дополнительный сервис, инфраструктура. Все это требует значительных инвестиций, которые оправдывают себя при большом трафике, но для владельцев мелких торговых площадок в глубинке могут оказаться неподъемными.

Салонный second hand

Зато необходимость серьезных вложений не пугает автосалоны: оценив перспективы вторичного авторынка, они начали активно теснить с него конкурентов. За последние год-два систему trade-in (когда подержанный автомобиль можно обменять на новый с доплатой) ввели не только пермские автосалоны но и их коллеги в Березниках.

— Я думаю, в будущем подержанные авто вполне могут составлять главную долю дохода автодилеров. Сделки, проходящие через салоны, отличаются чистотой (история каждой машины тщательно проверяется) и оперативностью — от клиента требуется минимум усилий и бумажной волокиты. Поэтому спрос на эту услугу будет расти, — считает директор березниковского автосалона «Гарант-Н» Станислав Долгирев. — Сейчас мы зарабатываем  в основном на продаже новых автомобилей, но «вторичка» с начала года явно подросла.

По общероссийской статистике, сегодня каждый третий новый автомобиль салоны продают в обмен на авто с пробегом. До кризиса по системе trade-in продавался только каждый десятый автомобиль. Для сравнения: в Европе продажи по этой схеме составляют 70-80% от общего количества сделок. Так что перспективы у trade-in действительно интересные. Однако березниковские автодилеры сходятся в одном: местного клиента еще придется приучать к новому принципу работы с салонами.

Основная причина, по которой автовладельцы не спешат продавать машину через салон, — цена такого сотрудничества. Минус trade-in в том, что автомобиль при выкупе теряет от 10 до 30% своей рыночной стоимости. Разница нужна автосалону для того, чтобы привести авто в хорошее состояние, а потом продать без убытка для себя. «Уменьшение» происходит на 30-50 тыс. рублей. Далеко не все готовы поступиться такими деньгами в обмен на  прозрачную и безопасную сделку.

Плюс потребители часто не согласны с ценой, предлагаемой в автосалоне, из-за отсутствия общих критериев оценки машин вторичного рынка. В отличие от Европы и Америки, где существуют десятилетиями наработанные стандарты, методики расчета цены исходя из пробега, востребованности модели и прочих параметров, у нас каждый дилер решает эту задачу самостоятельно: изучает рынок предложений, берет некую статистику конкретных сделок, вырабатывает собственный механизм оценки.

Другая проблема, из-за которой открывшиеся в Верхнекамье автосалоны сомневаются в скором успехе своего «вторичного» направления — все тот же «синдром большого города». Покупатель из глубинки, скорее, поедет искать автомобиль в пермские салоны, соответственно, обмен старого железного коня на новый будет производиться там же.

К тому же, опасаясь потребительского экстремизма, дилеры выдвигают ряд ограничений. По закону «О торговле», если клиента не предупредили обо всех неисправностях, он имеет право вернуть автомобиль салону и потребовать обратно свои деньги. При продаже подержанных авто салону приходится дотошно учитывать все мелочи, а также перестраховываться — брать на продажу очень узкий круг авто. К примеру, будет сложно отдать на комиссию авто старше пяти лет, потому что банки при кредитовании выдвигают условия: на момент погашения займа автомобиль должен быть не старше десяти лет. А кредиты обычно выдают сроком до пяти лет. Есть ограничения по пробегу. Одинаково неохотно салоны принимают автомобили, восстановленные после ДТП, и слишком дорогие экземпляры, на которые трудно получить кредит, поэтому они долго занимают место в демонстрационном зале и съедают деньги на свое содержание.

Бизнес на проБ/У

В общем, до trade-in провинциальному рынку подержанных автомобилей еще надо дорасти, и эта услуга привлечет, в первую очередь, клиентов, готовых жертвовать несколькими десятками тысяч рублей ради комфорта, экономии времени и гарантированной чистоты сделки.

Местные авторынки вряд ли смогут конкурировать с пермскими гигантами, хотя сами владельцы верят в перспективы у этого бизнеса:

— Возможно, огромная торговая площадка в Березниках и Соликамске не нужна, но небольших размеров рынок будет чувствовать себя неплохо, — считает директор второго березниковского авторынка «Фаэтон» Сергей Кожеских. —  Всегда найдутся люди, которые хотят сэкономить и деньги, и время, при этом не имеют возможности или желания мотаться в Пермь. Мы как раз ориентируемся на эту категорию автовладельцев. А есть еще Красновишерск, Чердынь, и людям оттуда гораздо удобнее приехать в Березники…

Вероятнее всего, самым массовым сегментом автомобильной «вторички» в Верхнекамье в обозримой перспективе будет оставаться стихийный рынок, а значит, малому бизнесу стоит  присмотреться к этой пока еще малоосвоенной нише. Спросом пользуется все, что может упростить частникам их задачу: услуги по оценке и диагностике автомобилей, техническое обслуживание, помощь в регистрации, посреднические услуги, выпуск специализированных бюллетеней с перечнем автомобилей, выставленных на продажу, создание местного Интернет-аналога популярной на всю страну автобарахолки auto.ru… Первый шаг, в этом направлении, кстати, уже сделан: перепродажей б/у автомобилей начали зарабатывать местные автосервисы.

— Полноценным бизнесом это назвать нельзя — скорей страховка на случай, когда мало клиентов, — говорит директор автосервиса «Профессионал» Сергей Брусницын (г. Соликамск). — Купив разбитую или просто старую машину по бросовой цене, мы доводим ее до ума и продаем по рыночной стоимости.

— Мы начали этим заниматься в прошлом году. Сейчас спрос на подержанные авто устойчив, — рассказывает руководитель другого соликамского автосервиса Юрий. —  С уверенностью можно сказать, что машина стоимостью до 300 тысяч простаивать не будет. Насколько я знаю, в таких городах, как Пермь, этим занимается, практически каждый автосервис, в то время как у нас такой «побочный» бизнес появился совсем недавно.

Автосервисы не обладают ни большим выбором, ни высоким качеством обслуживания и не могут гарантировать кристальную чистоту сделки. Тем не менее, недостатка в спросе они не ощущают. Машины продаются через объявления и, как утверждают сервисмены, не застаиваются.

Это лишний раз доказывает, что подержанные авто — сегмент весьма перспективный. Если учесть, что пик продаж новых иномарок в России пришелся на 2006-2007 годы, нетрудно рассчитать, что на вторичном авторынке вот-вот начнется настоящий бум. А кризис и снижение покупательной способности лишь усилят эту тенденцию.

Самостоятельная купля-продажа автомобиля

«+»

- Можно назначить «свою» цену.

- Можно эксплуатировать автомобиль до непосредственной продажи.

«—»

- Для продажи авто придется потратить деньги на рекламу.

- Весь процесс продажи или поиска автомобиля придется взять на себя.

- Как правило, 9 из 10 встреч и осмотров автомобиля  — впустую.

- Как при продаже, так и при покупке есть риск «нарваться» на мошенников.

Авторынки и автокомиссионки

«+»

- Для продавца — большое количество потенциальных покупателей.

- Для покупателя — большой выбор автомобилей, которые можно тут же посмотреть «живьем», сравнить один с другим.

- Возможность торговаться.

- На авторынке можно продавать любую машину, в любом состоянии, любого года выпуска.

- Авторынок размещает информацию об автомобилях, выставленных на продажу, в газетах и на радио, опись машин публикуется в рекламных объявлениях.

- Комиссионные автомобили проходят диагностику, некоторые «комиссионки» предоставляют бесплатную гарантию на 1 месяц с момента покупки.

- Если деньги продавцу нужны срочно, он может согласиться с выкупной стоимостью, которую определит оценщик рынка, либо ждать покупателя на собственную цену.

«—»

- При продаже придется заплатить комиссионные рынку (от 3 до 6%) или оплатить стоянку.

- Машина, которая поступает на комиссионную стоянку, должна быть снята с учета. Обычно комиссионные машины продаются в течение 3-4 недель.

- Как при продаже, так и при покупке есть риск «нарваться» на мошенников.

Автосалоны

«+»

- Гарантированная чистота сделки.

- Ответственность перед продавцом и покупателем.

- Качественная предпродажная подготовка.

- Послепродажный сервис (многие автосалоны распространяют на подержанные автомобили сервисные программы для новых машин).

- Можно эксплуатировать автомобиль до непосредственной продажи.

«—»

- Большая разница в цене.

- Салоны готовы принять ограниченный перечень автомобилей.

- Обязательно нужно приобретать другой автомобиль.

- Выбор подержанных

автомобилей меньше,

чем на рынке.

Руслан ВАЛЕЕВ

Метки: Авто | Березники | Конкуренция | Малый бизнес | Ниша | Рынок | Соликамск | Торговля