Операция «агломерация» Печать
Статьи - Общество
Автор: Юлия Гросс   
02.07.2011 15:10

Этой весной в разговорах  жителей Верхнекамья все чаще стала звучать тема объединения Березников и Соликамска в единую агломерационную структуру. Отношение к грядущим переменам неоднозначное. Одни считают «затею властей» бесперспективной, другие равнодушно пожимают плечами, заняв позицию сторонних наблюдателей. Однако есть и те, кто хочет понять — если будущее за агломерациями — то какое   это будущее?

Движение по созданию агломераций стало общероссийским политическим трендом последних лет. Событий и обсуждений, посвященных «присоединительному» движению, было и есть предостаточно. В прошлом году не на шутку озадачила читателей газета «Ведомости», опубликовав статью о предстоящем административно-территориальном переделе. «В правительстве и администрации президента работают над проектом региональной реформы, которая полностью изменит территориальное деление России. Проект подразумевает ликвидацию деления страны на 83 региона, как сейчас, и создание 20 агломераций вокруг крупных городов. Эта идея может войти в предвыборную кампанию президента Дмитрия Медведева», — сообщили «Ведомости».

Административный передел

Разработчики проекта считают, что у небольших городов нет перспектив для развития. Согласно статистике, 45% из них — монопрофильные, их производство ориентировано на определенный сегмент рынка.

Березниковско-Соликамский узел относится к типу так называемых «производственных площадок». Это города, живущие вокруг современного и эффективного якорного предприятия. Однако в них по разным причинам недостаточно ресурсов для диверсификации промышленности и для формирования непромышленного сектора. Характерная черта для таких городов — высокие показатели промышленного выпуска на душу населения, сравнительно высокие зарплаты и быстрое снижение численности и старение населения, поскольку молодежь стремится мигрировать в крупные города с развитой инфраструктурой и более обширным рынком труда. Прибавьте к этому специфическую «наследственность» — наличие подработанных территорий шахтных полей в Березниках и «зэковский» (несмотря на усилия местных властей превратить город в Соляную столицу Урала) имидж Соликамска.

Развивать такие поселения бессмысленно — утверждают авторы «великого передела». Вместо этого они предлагают другой путь — объединение моногородов в агломерации.

Самое простое определение термина «агломерация» — тесное скопление населенных пунктов, преимущественно городов и поселков, имеющих общие промышленные, экономические, транспортные, культурные связи. Этот процесс не требует механического объединения — нет нужды создавать единое муниципальное образование: надо просто скоординировать планы территориального и инфраструктурного развития поселений, предоставив населению свободный миграционный режим.

Из определения следует, что агломерация Березники-Соликамск давно уже существует де-факто. Оба города расположены на расстоянии 20-40 километров друг от друга, имеются схожие градообразующие производства, общие инфраструктурные элементы (например, аэропорт, соликамский перинатальный центр, березниковские филиалы вузов Перми и Екатеринбурга). Строятся новые дороги — это должно окончательно сблизить населенные пункты северного куста. Реализуется и более масштабный проект — строительство глобальной магистрали Белкомур, которая станет транзитным путем к незамерзающим портам Белого моря.

Заграница нам поможет

В своем блоге министр регионального развития Пермского края Павел Блусь регулярно комментирует ход работ по созданию Березниковско-Соликамской агломерации (БСА). В одном из последних постов он отметил: «…чувствую, что в местном сообществе нет не только единства мнений, но и элементарного понимания сути происходящего»…

Чтобы по возможности заполнить имеющиеся информационные пробелы, «Дело  НС» обратился к истории вопроса.

Итак, идея создания БСА возникла в Правительстве Пермского края в конце минувшего года, но лишь в апреле 2011 года обрела конкретные черты. Реализация проекта началась с конкурса на разработку концепции мастер-плана будущей агломерации.  В основу технического задания для компаний-конкурсантов были заложены следующие принципы: компактность территории агломерации, транспортная связность, пропорциональная планировка центра и т.п.

— Опыта разработки именно мастер-планов как для отдельных городов, так и для их агломераций, в России нет. То, что сегодня имеется — это генпланы, разработанные без должного учета принципов компактности, транспортной связности, ограничения застройки, нарезки кварталов и т.п. Наша задача — учесть положительный опыт мастер-планирования зарубежных проектировщиков и наложить его на местные условия. Считаем, что сделать это лучше могут именно иностранные специалисты, которые умеют вписывать общие принципы в конкретные условия,  — так в краевом минрегионразвития объясняют, почему потенциальных участников конкурса искали, преимущественно, за рубежом.

В финал конкурса вышли три архитектурно-планировочные компании — немецкая КK-Architekten GmbH , Perkins Eastman (США) и KCAP (Голландия). Они уже работали

в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и других городах России. Специалисты последней компании разрабатывали генеральный план застройки столицы Прикамья. В мае представители компаний побывали в Соликамске и Березниках, ознакомились с «фронтом работ», пообщались с руководством и главными архитекторами обоих городов.

Описывая работу над созданием концепции, Павел Блусь в своем блоге упоминает о сложности поставленной задачи: с одной стороны — необходимость выбирать между левым и правым берегами Камы с учетом «провальных реалий» для Березников, с другой стороны — пишет о «новой или существующей территории» развития для Соликамска.

Таким образом, проектировщики должны сформулировать свои варианты ответов на вопросы границ БСА, определить точки роста, какими будут ее центры, можно ли одновременно развивать Березники и Соликамск, Соликамск и Боровск, и т. д.

Все три концепции мастер-планов были представлены губернатору Пермского края Олегу Чиркунову         15 июня. Глава региона высказал ряд замечаний, которые необходимо будет учесть уже при непосредственной реализации проекта. Сейчас специалисты министерства регионального развития совместно с представителями ОАО «Уралкалий» осуществляют анализ представленных концепций на предмет соответствия техническому заданию, и уже в конце июня определится победитель.

А что у вас?

Сегодня в России реализовано 14 агломерационных проектов. При этом систематизированный практический опыт и знания, которые могли бы облегчить прогнозы, в стране все еще отсутствуют. Остается ориентироваться на мировую практику, а также опыт уже существующих российских агломераций — Иркутской, Красноярской, Челябинской, Ростовской и др. Есть еще такие центры агломеративного строительства как Москва и Санкт-Петербург, но их интеграционные процессы вряд ли можно «примерить» на города российской глубинки.

Конечно, формирование большинства агломераций России далеко от своего завершения. По мнению профессора Московской академии архитектуры, председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслава Глазычева, для создания полноценной структуры необходимо не менее 7-8 лет (из интервью журналу «Вестник»). Но уже сейчас он предрекает благополучное развитие  южных агломераций — Красноярской и Ростовской. Залогом их успешности он считает естественность и продолжительность объединения этих территорий:

— Постепенность обеспечивает основательность процесса, изменение сознания людей щелчком не достигается. Договорятся муниципальные органы, их поддержит часть населения, она объединит другую часть населения, которой пока все равно, — люди еще не поняли выгоды. Эта задача решается на уровне городов, но требует затрат интеллекта, воли. Денег требуется немного: нужно вкладывать в человеческий капитал, когда он действует, а если он пассивен, смысла нет.

Тормозящим агломерацию фактором Глазычев  называет «волевое» объединение городов и, как следствие, — неготовность субъектов местного самоуправления к конструктивному  диалогу: «У нас же сейчас, как в древние времена: каждый бегает в ставку к хану самостоятельно». Многие эксперты считают — именно отсутствие взаимопонимания между «наместниками» стало причиной краха Иркутской агломерации. Об этом проекте было заявлено еще в 2007 году, но устаревшие подходы к управлению не позволили ему реализоваться — сейчас он заморожен.

На территории Верхнекамья стихийный процесс объединения городов длится далеко не первое десятилетие, а представители властных структур Березников и Соликамска проявили свою заинтересованность в реализации проекта БСА уже на стадии составления технического задания. «Кроме того, эти города входят в ассоциацию «Верхнекамье», что позволяет главам муниципалитетов совместно вырабатывать взаимоприемлемые варианты решения актуальных местных проблем», — считает Павел Блусь.

Неплохие стартовые позиции у БСА прослеживаются и с точки зрения экономической готовности обоих городов (например, слияние крупнейших промышленных гигантов — ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит»). Перечисленные факты позволяют надеяться на позитивные изменения в жизни северных территорий. Как говорят специалисты по городскому планированию: «Преимущества агломераций — очевидны, а недостатки — устранимы».

Точки роста

Если рассуждать более пристрастно, то всплеск интереса к агломерациям можно объяснить желанием найти дополнительные возможности для развития городов вне рамок формальных административно-территориальных границ.

Чаще всего агломерационные проекты пользуются интересом среди потенциальных инвесторов, желающих войти в регион. Как правило, они пристально следят за инвестиционным климатом в разных городах — условиями получения земельных площадок и подключения к инфраструктурам, налоговым режимом и т.д. И выбирают те города, где больше перспектив для их бизнеса. В наше время уже не город развивается вслед за крупной компанией, а компания выбирает уже развитый город. Если предстоят колоссальные затраты на сети и дороги, инвестору проще развивать бизнес «в другом месте».

Сегодня Соликамску и Березникам не хватает инвестиционной привлекательности. До кризиса наличие крупных сырьевых месторождений или развитой, построенной еще в советские времена, промышленной базы гарантировало региону как минимум пристальное внимание со стороны инвесторов, но сегодня акценты кардинально изменились. Прямая зависимость экономики региона от прибыли местных промышленных гигантов обернулась множеством проблем.

Что касается малого и среднего бизнеса Верхнекамья, нет нужды объяснять, насколько его развитие зависит от стабильной работы градообразующих предприятий. Большинство предпринимателей считают, что планировать бизнес без оглядки на промышленников в нашем регионе — бессмысленно.

Однако по мнению экспертов, даже якорные предприятия не могут обеспечить северному кусту уверенность в будущем. Гарантом способно выступить лишь правительство Пермского края, предложившее в качестве основного инструмента развития мастер-план БСА.

На БСА надейся, а сам…

Давайте попытаемся заглянуть вперед и представить (хотя бы гипотетически) — какие перспективы может открыть перед местными предпринимателями реализация такого проекта?

Павел Блусь, министр регионального развития Пермского края:

— Уверен, что самые широкие. Но их направленность и конкретизация зависят от того, что смогут предложить малые и средние предприятия крупному бизнесу и населению Верхнекамья, по каким направлениям развития производственной и социальной инфраструктуры они смогут предложить качественную продукцию или услуги.  Думаю, что на основе мастер-плана предприниматели смогут открыть для себя новые ниши.

Нет сомнений, что оживление рынка строительных и ремонтных услуг неизбежно повлечет за собой увеличение спроса на рынке строительных материалов. Как следствие  — рост числа компаний, работающих в сфере B2B (тех же магазинов строительных материалов).

Второй приоритет будущей агломерации — развитие логистических связей между муниципалитетами. А строительство новых транспортных путей не может не коснуться местных дорожно-ремонтных организаций.

Отсутствие гарантированного объема авиаперевозок привело к убыточности и прекращению деятельности единственного в Верхнекамье аэропорта, обслуживавшего население северного куста. Возможно, что с развитием территории возродится интерес и к местной авиации, причем не только со стороны крупных предприятий, имеющих иногородних топ-менеджеров. Многие верхнекамские предприниматели давно уже осознали необходимость более оперативного, чем автодороги, способа сообщения с другими городами.

Помимо развития инфраструктуры, агломерация может открыть новые пути решения социальных проблем, поскольку удобство городской среды — один из факторов развития любой агломерации. Власти заинтересованы в том, чтобы частный капитал развивал здесь сферу быта, жилищно-коммунальное хозяйство. Объединение покупательских потоков Березников и Соликамска даст мощный толчок для развития торговли, платной медицины, культурно-развлекательных заведений.

Улучшение качества жизни в моногородах позволит решить и проблемы демографического плана  — отток молодежи и квалифицированных специалистов. Соответственно, в разы увеличится потребность в образовательных учреждениях (негосударственных в том числе).

Экологические аспекты развития промышленных территорий — также в числе приоритетов. Например, недостроенный полигон ТБО в Березниках и отсутствие такового в Соликамске — лишний повод задуматься о перспективах совместного решения проблем утилизации отходов. В идеале, конечно же, не помешал бы  мусороперерабатывающий завод в пределах агломерации, но это уже более долгосрочная перспектива для желающих развивать свой бизнес на территории БСА.

Итак, все свидетельствует о том, что у малого и среднего бизнеса есть надежда на светлое будущее, и за место под солнцем стоит побороться.

Надежда Мариева, (ООО «Прикамье-строй», г. Березники):

— В первую очередь «агломераторам» придется решать проблемы с застройкой территории БСА и возводить новые объекты. Даже если местные строительные и ремонтные компании не смогут выступить в роли генподрядчиков, то смогут рассчитывать на подряды и субподряды. Так что строительному бизнесу объединение пойдет на пользу.

Светлана Обоянская, (турагентство «OCA-tour», г. Березники):

— Взаимопроникновение клиентских потоков мы наблюдаем уже сейчас —  жители Соликамска обращаются в туристические фирмы Березников, березниковские пациенты лечатся у соликамских врачей и т.д. Мне кажется, что после создания агломерации резко возрастет число филиалов — для любого бизнеса это отличная перспектива развития.

Станислав Долгирев, (автосалон «Гарант-Н», г. Березники):

— Создание агломерации приведет к появлению нового, более обширного рынка сбыта. Для торговых компаний это важно — увеличивается число потенциальных покупателей, стабилизируется уровень продаж.