Межрегиональный фестиваль кузнечного искусства «Огни Гефеста» в этом году по праву называется «Праздником мастерства и трудолюбия» - все здесь выполнено чуткими руками мастеров Верхнекамья: кузнецов, профессионалов декоративно-прикладного искусства, гончара, ткача, резчиков по дереву.
Фестиваль проводится уже в пятый раз, но впервые - на территории Усть-Боровского солеваренного завода. Сегодня к месту, где долгие годы добывалась соликамская соль, ставшая благодатной почвой для роста города, съехались представители других не менее древних и важных промыслов. Многие из них наши земляки, другие - из населенных пунктов Пермского края, третьи – из городов-соседей Екатеринбурга и Ижевска, четвертые - из столиц Москвы и Санкт-Петербурга. Все они представили свои работы на суд зрителей: кто на показ, а кто и на продажу. В ассортименте торговых рядов - кузнечные изделия, картины, выполненные в техниках батика и изонити. Выставочные стенды пестрят легкими расписными шарфами, резными деревянными игрушками, куклами в национальных костюмах, зверятами, свалянными из войлока, рукотворными украшениями, берестяными туесами, вязаными нарядами. Глаза разбегаются…
На соседней поляне, между двумя рассолоподъемными башнями развернулась историческая реконструкция национального боя: облачившись в латы и шлемы, взяв в руки чамбры (толстые палки, обмотанные мягкой тканью, чтобы удары не были болезненными) и щиты, молодые люди вступают в битву. Попробовать свои силы в боевом искусстве разрешают всем желающим. Возможность ощутить себя представителем другой эпохи и профессии – отличительная особенность нынешних «Огней Гефеста». Здесь можно быть не только зрителем, но и участником профессии. Хочешь – стреляй по мишени из лука или арбалета, хочешь – под руководством опытного кузнеца создавай свое первое кованое изделие. Возможность попробовать все своими руками не упустили и журналисты «Нашего Соликамска». Лиса, гуси, челнок и бердышко Ближе всех к входу на территорию сользавода расположилась ткацкая площадка. Ппробуем первое ремесло «Огней Гефеста». За старинным деревянным станком мужчина в узорчатой рубахе, темно-синих штанах и высоких кожаных сапогах. Он попеременно нажимает на педали станка, протаскивает через натянутые внутри конструкции белые нити нить цветную. Завершается процесс прибиванием цветной нити к набранным ранее с помощью приспособления, похожего на гигантский гребень. Получается узкая полоска красной плотной ткани. Праздник длится уже час, а рядов в полоске не больше трех десятков. Знать небыстрое дело… Как же долго надо ткать, чтоб получить готовую вещь? - Сейчас я тку самую простую деталь костюма – пояс, - объясняет Евгений Смертин, мастер из Усольской этнографической творческой мастерской «Зимогорье». – Для того чтобы сделать пояс без рисунка (из чередующихся отрезков нескольких цветов) достаточно одного дня. Если делать орнамент, может потребоваться и неделя. Торопиться нельзя: поспешишь и обязательно что-нибудь напутаешь. «Интересно» - подумала я и отправилась посмотреть, что еще любопытного есть на фестивале. То ремесло, что понравится мне больше всего, я обязательно опробую. Ниточка за ниточкой Натянутые белые нити - основа будущего пояса. Чтобы создать очередной цветной ряд, надо нажать на одну из педалей: четные нити поднимаются, а нечетные остаются на месте (или наоборот, но разница не принципиальна). В образовавшийся просвет продеваю челнок с нитью. Нажимаю на другую педаль – четные и нечетные нити основы становятся в один ряд. Цветная нить оказывается зажата между ними. Затем, чтобы тканое полотно получилось плотным, нить прибивается тем самым большим деревянным гребнем – бердышком. Потом все операции повторяю еще несколько раз – педаль, челнок, бердышок - и вот уже несколько рядов нитей набраны на основу. Не сложно, но требует большой концентрации внимания и усидчивости. В общем, мне в качестве постоянного занятия противопоказано. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Благодарю мастера, освобождаю место за станком для следующего любопытного и иду вместе с коллегами дальше. Лисичка-сестричка Неподалеку от ткацкого станка – гончарный. Пока здесь никого нет. Интересуюсь у организаторов куда подевался гончар. Отвечают: «Подъедет позже». Иду дальше. В центре торговых рядов главные герои праздника – кузнецы. Из грубых кусков металла они создают изысканные и утонченные предметы интерьера. Здорово. Вот только раз за разом поднимать тяжеленный молот вряд ли окажется мне под силу. Стрелять по мишеням со зрением в явном минусе тоже как-то не очень. Ходули – страшно. Бой – опасно. Старинные логические игры – самое то. Одна из предложенных участниками «Огней Гефеста» игр – «Лиса и гуси». Правила таковы: играют двое, один - лиса, другой отвечает за гусей. Лиса и гуси - круглые кожаные фишки: лиса – одна большая, тринадцать маленьких – гуси. Игровое поле тоже из кожи. Часть его - логово лисы. Ходить по полю можно как угодно: по горизонтали, вертикали, диагоналям – кстати, немного похоже на японские шашки. «Задача гусей забраться в логово лисы, лисы - не пустить их туда. Как только шесть гусей оказываются в лисьей норе, лиса проигрывает», - рассказывает мне опытный соперник. Странно, конечно, что гуси сами стремятся к лисе, но сыграть партию можно. Делаю первый ход (я – лиса) - по диагонали влево. Все гуси далеко, поэтому ходить можно как угодно. Один из гусей продвигается на клетку вперед. Лиса идет навстречу. Еще один ход гуся, и вот мы уже «лицом к лицу». За гусем свободное пространство, а это значит, я могу, как в шашках, съесть противника. Теперь на доске одним гусем меньше. Но гуси не дремлют: еще один гусь стремится попасть в дом лисы. Отправляю лису назад, но гусь оказывается проворней и занимает место в логове. «Ну ладно…», - раздосадовано вздыхаю я. Делаю еще несколько бессмысленных ходов, руководствуясь тем, что гуси далеко и ничего защищать пока не нужно, но увлекаюсь и пропускаю еще одного гуся. «Тебе не стыдно девушку обыгрывать? - возмущена я. – Ну, ничего, я тебе покажу!». Напрягаю мозги, выстраиваю стратегию, и уже через пару минут второй гусь съеден! Впрочем, это не помогает мне выиграть партию. На стороне соперника опыт, а на моей - только азарт. Про веточки, лозоплетение и цветные кегли Берем специальный ножичек, берем приглянувшуюся сухую ветку, чистим, режем — в идеале получается, например, мужичок-лесовичок. Или жеребенок на тонких ножках-прутиках… Но это у мастера, вернее, у мастерицы: — Не так уж это и сложно, главное — сноровка и терпение, — учит меня резчица по дереву. На столике перед ней — семейка лесовичков, подставка для карандашей и ручек… — И вы это все сделали сами?! — восторгается стоящая рядом со мной девушка, пока я упорно скребу ножичком по «взятой на прокат» ветке. — Конечно, сама… Ой, Вы же неправильно нож держите! — переключается мастерица на меня. — В этой руке держите, а вот этим пальцем, большим, двигаете лезвие. И не на себя ни в коем случае, от себя только! Послушно повторяю показанное движение… О, что-то уже получилось — кусочки коры сыплются буквально во все стороны — и на стол, и на землю. — На весу, вообще-то, не стоит этого делать, — поглядывает на движение моих рук резчица. — Но для пробы — можно. А если надо какой-то узор сделать или вот глазки лесовичку — есть другие ножики, с лезвиями потоньше. — Как же вы такие гладкие фигурки делаете? — все еще не верит своим глазам девушка рядом. — Разные способы есть… А самый простой — вот, куриная косточка. Очень хорошо ею шлифовать. Удобно. Мастерице верю на слово — опробовать шлифовку куриной косточкой хочется, да уж больно много еще нужно коры счистить предварительно, чтобы веточка в моих руках стала похожа хоть на какую-то заготовку. — И вот так из любого дерева можно фигурки делать? — Конечно! Просто с каким-то деревом работать легче, а с каким-то — сложнее. Вот, видите, ель? Вроде бы и само дерево уже было трухлявое, а у веточки, смотрите, спил какой. Очень трудно пилить… Отхожу от этого стола, иду к другому. А там не протолкнуться — желающих попробовать себя в лозоплетении просто море, а желающих посмотреть, как учатся другие — и того больше. Заглядываю «одним глазком»: — Так, вот здесь придерживаем, вот сюда продеваем… — мда, это занятие явно не для меня — сколько ни присматривалась к чужим движениям, так и не поняла, что же куда продевать и где придерживать. Ладно, пойдем дальше. — Ну что, будем участвовать? Задание-то совсем детское, — хитро смотрит на меня начальник сектора туризма управления культуры Надежда Белкина. — Всего-то дел — четыре зеленые кегли поменять местами с четырьмя красными. Ходить можно только вперед и только через одну кеглю. Просто? Ну, для кого-то, наверное, да. А я филолог, у меня с логикой проблемы. Так что даже после пяти попыток зеленые кегли с красными «по правилам» у меня не меняются. Ну и ладно. Зато ребенок, пока я мучилась с кеглями, быстренько залил в пятилитровую банку четыре литра воды «подручными средствами». Он еще и ухо на память организаторам слепил. Из теста. Если это, конечно, можно так назвать — «слепил». На самом деле это продуманное дитя просто раскатало кусочек теста, а потом пришлепнуло его на свое собственное ухо. И то, что в результате получилось, подписало разноцветными маркерами: «ЛЮБЛЮ ВСЕХ!» Чай на шишках - Мужчина, помогите нам из самовара кипяток перелить, а то наш мастер занят! – у большого, литров на семь самовара с медалями на боках и попыхивающей дымком трубой на куполе хозяйничают женщины. – Только осторожно, вода - кипяток! Не успеваем чайник заваривать – нарасхват идет! Узнать у мастера рецепт душистого чая и настроить самовар - самому интересно. Пока переливаю кипяток подходит Виктор Усаткин – известный резчик по дереву и по совместительству чайных дел мастер. - Самовар наш – что ни на есть настоящий. Если хорошо раскочегарить – вода закипает за полчаса. Чтобы дело спорилось, мы его не щепой топим а уголек подбрасываем. Но сначала, конечно бересту и… шишки. Берестяной уголек уже тлеет в самоварном чреве, поэтому мне доверили уже второй этап растопки (благо шишек чаевары заготовили целый мешок). Шесть-семь сосновых шишек и из патрубка повалил густой дым. Для хорошей тяги ставим на место метровую трубу – на дымок собирается народ – когда чаек будет готов? Да, перед этим залили в самовар водички (не ключевой, но чистой, природной, может в этом секрет душистого чая?) - Заварочка не секретная, но особенная – мята, душица, тысячелистник, листья смородины. Жажду хорошо утоляет, сил прибавляет. Заварник у нас большой – литровый – стаканов на двадцать хватит. А там по новой – шишки подкладываем, трубу открываем ждем крутого китяпку, завариваем угощаем – на здоровье!
Шаг правой
Набравшись сил у самовара иду на площадку, где парни и девушки тренируются в ходьбе на ходулях – оказывается пройти через десяток разложенных обручей получается не у всякого. Но я то справлюсь! У ходулей очередь – желающих хоть отбавляй. Четыре, пять, шесть – девчушка с веселыми бантами спрыгивает на землю. Шесть, семь – еще один участник турнира чуть не получил ходулей по голове… Беру ходули для взрослых (высотой 2,5 метра, чашка под ногу почти на метровой отметке) – да, без подготовки сразу и не залезешь… Ставлю ногу в одну чашку, подтягиваюсь, на вторую – ходулина предательски выворачивается. Вторая попытка тоже заканчивается неудачно. Аттракцион превращается в игру «держите меня семеро!» - с двух сторон мне придерживают ходули, ставлю ноги в чашки (ох, как до земли то далеко!..), перехватываю ходули за плечи (так оно удобнее и шагать сподручнее) Первый шаг… А равновесие-то где! Хорошее это развлечение – ходули. Хоть на вид и простое, но сделать шаг получается не у всех. |