Лариса ПОХОМОВА: «Самый крупный покупатель - государство» |
Интервью - Прямая речь |
Автор: Екатерина Симон |
14.05.2012 16:15 |
Если сложить вместе суммы, полученные подрядными организациями за выполнение государственного муниципального заказа в 2011 году, получится почти космическая цифра: 6 триллионов рублей. Заведующая региональным центром по подготовке специалистов для системы государственных закупок, доцент НИУ «Высшая школа экономики» Лариса ПАХОМОВА уверена: чем активнее малый и средний бизнес будет участвовать в системе муниципальных контрактов, тем лучше будет и для бизнеса, и для заказчиков, и для населения региона. — Лариса Михайловна, насколько сегодня привлекательна для малого бизнеса работа с муниципальными контрактами? Какие она приносит трудности и какие сулит выгоды? — На мой взгляд, система размещения заказов, предусмотренная 94 Федеральным законом, является одной из самых привлекательных для малого бизнеса. По идее, вся система размещения заказов стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства. Особых проблем нет. Если предприниматели имеют представление о том, что такое муниципальный заказ, желают принять в нем участие, и если они внимательно изучили условия. Это три основных составляющих: знания, внимание и тщательное заполнение тех форм и заявок, которые идут от заказчиков. По суммам каждый может сориентироваться самостоятельно. — В чем тогда причина недостаточного присутствия малого и среднего бизнеса в госзаказе? — Главная причина неучастия — в отсутствии знаний. Предприниматели с трудом понимают всю эту систему. Сам по себе 94-ФЗ очень сложен — на второй странице хочется его отложить и больше уже никогда не читать. И я прекрасно понимаю участников, которые застревают на этом этапе. Часто в качестве причины называют коррупционность системы. Но этот момент явно преувеличен. Жалобы на то, что все куплено столичными компаниями, обусловлены малым количеством местных участников и их слабой ориентацией в системе госзаказов. Гораздо большую роль играет неумение организовать процесс, учесть все технические моменты. — Что еще может отпугивать малый бизнес от участия в муниципальных конкурсах и аукционах? — В процедуре электронного аукциона есть два пункта, которые действительно могут вызвать нерешительность. Это обеспечение заявки — определенная денежная сумма, которую надо зарезервировать до момента заключения контракта. То есть некоторую сумму приходится изымать из бизнеса. Другой барьер — денежное обеспечение исполнения контракта. Если контракт не исполняется, заказчик имеет право использовать средства из обеспечения контракта. — Имеет ли значение, подрядчик из какого региона получает контракт? Не секрет, что и в соликамских тендерах все чаще участвуют организации из других городов, вплоть до Москвы. —Мы заинтересованы в том, чтобы поддерживать местных предпринимателей. Если контракт достается местной компании, значит деньги остаются на территории муниципального образования, местные жители получают работу. Но именно из-за отсутствия опыта и знаний наши предприниматели обходят систему госзаказа стороной. А победа достается более продвинутым компаниям из Москвы и других городов. — Есть в 94-м законе еще один момент, вызывающий нарекания: контракт получает предприниматель, предложивший минимальную цену. Но не всегда это означает хорошее качество и должные сроки исполнения… — Такая проблема есть, но она не так остра, как принято думать. Мы же не влезаем во внутреннюю калькуляцию участников размещения заказа. Если изначальная цена в результате аукциона падает на 70-80%, это еще не значит, что контракт будет провален. Причина может быть в неправильном обосновании цены контракта — она завышена. С другой стороны, на то и щука, чтобы карась не дремал. В этом году вместо 94 Федерального закона планируется принятие ФЗ «О Федеральной контрактной системе», где будет сделан упор на систему надзора за исполнением контракта. Если контракт выполняется плохо, заказчик не должен его принимать. Вплоть до расторжения контракта и наказания в виде штрафа. Виновник заносится в реестр недобросовестных поставщиков, и дальнейшее сотрудничество его компании с бюджетом будет исключено. Это заставит предпринимателей более ответственно относиться к взятым на себя обязательствам. — Куда предприниматель может обратиться, чтобы разобраться в сложной системе госзаказа? — Есть официальный сайт http://zakupki.gov.ru, который действует для всей страны на всех уровнях: федеральном, субъектовом, муниципальном. Где бы ни располагались заказчики, они обязаны размещать информацию обо всех заказах на этом сайте. Самое простое: зайти на сайт, выбрать сферу деятельности, субъект, найти муниципальное образование и заявиться в качестве участника. Кроме того, всегда можно обратиться в наш региональный центр. Мы проводим специальные семинары о том, как войти в систему размещения заказа, консультируем в индивидуальном порядке. Такую же помощь может оказать соликамский бизнес-инкубатор. Зимой мы проводили здесь семинар для предпринимателей, и после него у меня неделю не смолкал телефон: участники семинара решились участвовать в заказах — информационный барьер был снят. На сегодняшний день государство является самым крупным покупателем в самых разных сферах: дорожные работы, ремонт, здравоохранение, образование и так далее. И вся система ждет добросовестных исполнителей, которые будут создавать здоровую конкурентную среду. |