Анатолий ГЕВЕЙЛЕР: «Конкуренция - это поиск более эффективных решений» |
Интервью - Прямая речь |
Автор: Анна Штаер |
29.06.2012 12:25 |
С активной экспансией крупных иногородних сетей столкнулась не только соликамская продуктовая розница. Непростые времена наступили и для магазинов, торгующих ювелирными изделиями. Однако владелец компании «Алмаз» Анатолий ГЕВЕЙЛЕР благодарен конкурентам. Кардинальные изменения, которым он подверг свой бизнес, помогли обнаружить скрытые ресурсы для роста. — Анатолий Викторович, когда вы почувствовали, что «Алмаз» теряет позиции? — Первые проблемы пришли вместе с кризисом: благосостояние потребителей упало, цены на золото выросли. В 2009 году выручка наших магазинов сократилась в четыре раза. Борьба за покупателя обострилась до предела, и мы обнаружили, что нам нечего противопоставить конкурентам даже несмотря на то, что «ювелирка» вообще и эксклюзивные ювелирные украшения в частности — это товар, востребованный, как говорится, во все времена. Встал выбор — закрыть бизнес и похоронить весь накопленный опыт, сменить вид деятельности или все-таки попытаться что-то сделать, чтобы удержаться. Мы решили бороться. Начали учиться вести бизнес по-другому. Обратились к профессионалам, которые помогли нам разработать стратегию развития. Переобучили весь персонал. Вместе с продавцами и товароведами «сел за парту» и я сам, когда понял, что знаний в области экономики мне уже не хватает. Никто не мешал заняться этим раньше, но вы же знаете пословицу про жареного петуха. Мы работали на рынке много лет, чувствовали себя уверенно, магазины приносили прибыль. Все изменилось в одночасье. Тогда я понял, как шатко положение бизнеса, если не совершенствовать его постоянно, не работать над качеством. Наш пример весьма показателен. Проблемы, с которыми мы столкнулись, испытывают многие компании Верхнекамья. Мы снова живем «в эпоху перемен». Думаю, через 5-10 лет деловой ландшафт в Верхнекамье изменится до неузнаваемости. — Каким вы видите будущее малого бизнеса в наших городах? — Его благополучие на 50% зависит от успешной работы градообразующих предприятий, и на 50% — от того, насколько эффективны будут наши собственные усилия. Я думаю, местный малый бизнес будет вынужден наращивать мускулы — расти не количественно, открывая один магазин за другим, а качественно. Иногородние конкуренты приходят к нам со своими стандартами, до которых нам нужно подтягиваться. Они вытесняют нас с рынка, потому что у нас таких стандартов нет. Если мы были предусмотрительнее, никакие федералы сюда не сунулись бы. — Ваша компания работает на ювелирном рынке более пятнадцати лет. Каким он был на стадии становления? Что изменилось с тех пор? — Первое время компаний было немного. Крупных игроков, которые занимались серьезным бизнесом — по пальцам пересчитать. Сегодня все изменилось: ювелирные сети открывают новые магазины, производители развивают собственную розницу, в ювелирный бизнес приходят новые люди. Количество конкурентов растет день ото дня. Причем ювелирным салонам сегодня приходится бороться не только друг с другом, но и с магазинами парфюмерии и косметики, компьютерной техники. Все это приходится учитывать, если хочешь сохранить бизнес. — Какой совет вы можете дать коллегам-предпринимателям? — Взглянуть объективно на свой бизнес, на то, что творится вокруг него, и ответить себе честно на вопрос — действительно ли все так хорошо, как мы привыкли думать. Время, когда можно было жить безмятежно, пока твой бизнес приносил стабильную прибыль, ушло безвозвратно. Сейчас о нем можно только вспоминать. У малого бизнеса в Березниках и Соликамске есть будущее, мы вполне можем быть успешными, даже при наличии конкурентов с многомиллионными бюджетами и федеральной поддержкой, но для этого нужно стать лучше них. Нужно заниматься своим развитием уже сегодня. Может случиться так, что потом будет поздно что-либо предпринимать. Ты отстанешь от поезда навсегда. |