Собеседование с детектором лжи |
Статьи - Бизнес |
Автор: Анна Штаер |
29.06.2012 14:16 |
«Дело» продолжает знакомить читателей с резидентами бизнес-инкубатора «Верхнекамье». Герой нашей сегодняшней публикации — директор охранной организации «Норд-Пост» Владимир МАРУШЕВСКИЙ. Принимая на работу нового сотрудника, работодатель хочет знать, насколько он надежен. Никому не нужны в коллективе наркоманы, хронические алкоголики или азартные игроки. Нечистым на руку работникам опасно доверять деньги и важные документы. Люди, склонные к агрессии, не должны работать там, где требуется высокая устойчивость к стрессам… Кадровая ошибка может стоить бизнесу очень дорого. За 25 лет службы в милиции, откуда Марушевский вышел в отставку в должности заместителя начальника Соликамского УВД, он усвоил правило: предотвратить преступление легче, чем расследовать. В своем охранном агентстве он сделал ставку на профилактику. Поэтому наряду с традиционными услугами по охране объектов «Норд-Пост» стал развивать направление совершенно новое для Соликамска и всего региона — исследования персонала на полиграфе. Положительный эффект от использования детектора лжи столь велик, что многие предприятия стали внедрять такие проверки в свою повседневную деятельность. Особенно эффективен этот метод там, где безопасность и успешность работы предприятия зависит от пресловутого «человеческого фактора». Полиграф используют для проведения скрининговых (от англ. screening – просеивать) проверок персонала. Исследование кандидата на вакантную должность позволяет оценить его компетентность и выяснить намеренно скрываемую информацию, например, совершал ли кандидат хищения на прежних местах работы, не подделывал ли документы, не участвовал ли в финансовых махинациях и т.п. Периодические проверки уже работающих сотрудников помогают оценить степень их лояльности к бизнесу и выявить возможные проблемы в коллективе. Кроме того, полиграф применяют, если на фирме произошла кража, чтобы оперативно найти виновного. — В охранном бизнесе полиграф применяется давно, — говорит Владимир Марушевский. — Человек, которому дают в руки оружие, должен быть абсолютно адекватен. Этот метод широко используется в банковской сфере и в торговых компаниях — там, где сотрудники имеют доступ к материальным ценностям. Транспортные предприятия проверяют водителей, чтобы выявить людей, относящихся к группе риска. К услугам полиграфолога прибегают кадровые службы при подборе персонала, крупные супермаркеты при хищениях или мошенничестве, мелкие фирмы для расследования всякого рода происшествий. Приведу пример, который хорошо описывает цели применения полиграфа. В небольшой компании из кабинета бухгалтера пропала большая сумма наличных денег. Попытка провести собственное расследование успеха не принесла. Напротив, атмосфера в коллективе накалилась до предела: все подозревали друг друга. И когда собственник пригласил специалиста-полиграфолога, его ждали почти как избавителя. Во время обследования был выявлен один человек, который оказался причастен к исчезновению денег. В результате деньги удалось вернуть, сотрудника, совершившего кражу, выгнали с позором, а невиновность остальных была доказана. Часто полиграф бывает единственным способом решения проблем на фирме. Сотрудник, зная, что такого рода проверки идут на предприятии, тысячу раз подумает, прежде чем что-то совершить. Один из наших клиентов ежемесячно из-за краж терял товара на $8-10 тысяч. После тотальной проверки персонала на полиграфе растраты прекратились полностью, при этом ни одного человека не уволили. С помощью полиграфа можно «просеивать» тех, кто работает с детьми, выявляя садистов и педофилов, выявлять у подростков зависимость от наркотиков или проверять призывников на предмет суицидальных наклонностей. То есть, потенциально спрос на эту услугу — громадный. Но, как любую новацию, встретили ее настороженно. Так что первой нашей проблемой стало вовсе не приобретение аппаратуры и обучение специалиста-полиграфолога. Как убедить клиента попробовать? Вот какую задачу приходится нам решать в настоящее время. В учебниках и книгах по маркетингу такие случаи описывают редко. Методы, с помощью которых продвигают товары и менее специфические услуги, в нашем случае не годятся. Речь ведь идет о безопасности бизнеса, а наши исследования так или иначе имеют отношение к коммерческой тайне. В итоге все упирается в нашу репутацию. Рекламировать себя через интернет и в прессе, конечно, можно, но солидную клиентуру так не привлечешь — она судит по успешным делам и обращается к специалисту по рекомендации. В общем, мы настраиваемся на упорную и длительную работу. Немалую поддержку в нашем начинании оказывает бизнес-инкубатор. Мы выходим на первых лиц компаний, проводим для них тестовые исследования, чтобы продемонстрировать возможности метода. Ищем клиентов не только в Соликамске, но и за его пределами. У нас уже есть успешный опыт работы в Челябинской области, в Краснодарском крае. Кроме проверки на полиграфе мы оказываем содействие в проведении внутреннего расследования, при необходимости подключаем своего детектива. Всех клиентов, с кем мы успели посотрудничать, мы просим поделиться впечатлениями. Для потенциальных заказчиков их отзывы служат лучшим доказательством нашей компетентности и эффективности наших услуг. Международная статистика говорит, что из 100 обследований на полиграфе в частных структурах 75 приходится на вновь поступающих на работу, 20 — повторные проверки и 5 — проведение служебных расследований. В России эти цифры выстраиваются в обратном порядке: в нашей стране бизнесмены реально задумываются о безопасности своего бизнеса лишь при наступлении нежелательных последствий. |