Безадресная помощь |
Статьи - Бизнес |
Автор: Анна Штаер |
12.10.2012 13:31 |
Власть предприняла очередную попытку наладить диалог с бизнесом — на этот раз не только с начинающим, но и с уже вполне состоявшимся, успешным, но по-прежнему страдающим от целого комплекса проблем. Однако благие намерения чиновников не достигли цели, поскольку к обстоятельному диалогу они оказались не готовы. А бизнес в очередной раз сделал вывод, что разговоры с властью — пустая трата времени. Неделю назад соликамский бизнес-инкубатор принимал гостей: с кратким (впоследствии выяснилось, что это не фигура речи) дружественным визитом в город приехали представители краевого минторга. Послушать их собрались местные предприниматели — и начинающие, из числа резидентов бизнес-инкубатора, и опытные, которые на своем веку повидали немало подобных гастролей. Поводом для визита стало решение министерства открыть в Пермском крае нескольких центров по развитию предпринимательства. ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» выступил координатором проекта: теперь его сотрудники ездят по городам и весям нашего региона и проводят «вступительные» встречи. Перед пермяками стоят две задачи: во-первых, изучить реальные потребности предпринимателей края на местах. Зная основные проблемы, уже на стадии старта можно заложить алгоритм действий всех сторон и направить работу центра в максимально эффективное для пользователей русло. А во-вторых, выбрать территории, где будут открыты пилотные центры по развитию предпринимательства. Соликамск вошел в число претендентов — у нас подобный центр планируется привязать к уже существующей базе бизнес-инкубатора. — Не думайте, что мы приехали «для галочки», — сразу же попыталась предупредить волну скепсиса доцент кафедры маркетинга ПГНИУ Ольга Тимофеева. — Нам действительно важно получить от вас обратную связь, чтобы мы могли предложить за государственные деньги именно тот комплекс услуг, который реально вам нужен. БОЛЬШОЙ ПОРТАЛ ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ К сегодняшнему дню сформировалась целая инфраструктура поддержки предпринимательства: партии и фонды, бизнес-инкубаторы и консультации, общественные организации и госструктуры — все декларируют помощь малому бизнесу и многие оказывают действительно ощутимую поддержку. Но предпринимателю, который занят в первую очередь своим бизнесом, очень сложно сориентироваться в этом многообразии, информация о доступных видах помощи проходит мимо него. Чтобы бизнесу было проще добыть нужные сведения, необходимо сконцентрировать в одном месте все форматы поддержки — нужен некий ресурс, куда предприниматель может обратиться с любой проблемой и по принципу единого окна получить помощь, информацию, деньги, консультацию и т.д. В таком ключе рассуждают в минторге. За первичной информацией предприниматели смогут обращаться в бесплатный круглосуточный колл-центр или искать нужные сведения самостоятельно на едином информационном портале. Более детальные консультации они будут получать в центре компетенций, где работают самые востребованные бизнесом специалисты — юристы, бухгалтеры, налоговые консультанты, маркетологи. Предполагается, что сюда же можно будет обращаться за советами предпринимателей-практиков, которые будут делиться своим опытом в той или иной области. Все ответы будут публиковаться на портале и станут достоянием всего предпринимательского сообщества: — Такой механизм уже реализован и вполне успешно действует на сайте http://g2b.perm.ru, — заметила Ольга Тимофеева. — На вопросы предпринимателей отвечают приглашенные консультанты и чиновники краевой администрации. Специфика этой интернет-приемной в том, что вопрос висит на сайте три дня. Если в течение этого срока ответ не получен, или предпринимателя не устраивает качество ответа, вопрос автоматически переадресуется вышестоящему чиновнику. В период моей работы в правительстве два или три вопроса дошли до губернатора. Можете себе представить, что случилось с цепочкой чиновников, вовремя не ответивших на вопрос. В шести городах будут работать центры поддержки предпринимательства (ЦПП), куда человек сможет прийти со своим вопросом. Кроме того, планируется создать сеть мобильных терминалов, через которые можно будет задать вопрос и получить информацию, а также организовать мобильные ЦПП, которые будут ездить по отдаленным уголкам региона, чтобы помощью смог воспользоваться любой предприниматель. ДИАЛОГ НЕ УДАЛСЯ После десятиминутной презентации состоялись «прения»: представители минторга обратились к соликамским предпринимателям с просьбой — выбрать из предложенного списка самые важные для них направления поддержки. После первых же вопросов выяснилось, что бизнесменов со стажем волнуют куда более серьезные вопросы, чем те, что обозначили чиновники, а львиная доля форм поддержки адресована, скорее, начинающим предпринимателям, чем матерым бизнесменам. Но едва завязалась дискуссия, как гости, извинившись, откланялись — оказалось, что им нужно ехать на следующую встречу, в Березники… Виталий КАБАНОВ, владелец торгового дома «Баварский» —Я не пойму главного: цель проекта какая — увеличить количество бизнеса или его качество? На мой взгляд, все ориентировано на увеличение численности, на помощь начинающим предпринимателям. Для бизнеса состоявшегося в этом списке очень мало интересного и полезного — нам не надо объяснять, какую форму собственности выбрать, как подать налоговую декларацию, мы давно научились пользоваться интернетом, нас не спасут микрокредиты. Вопросы, которые стоят перед крупным бизнесом, по большой части, касаются системных проблем. Их, к сожалению, невозможно решить даже на краевом уровне. Получается, государственная поддержка, деньги и услуги специалистов снова будет распыляться среди новичков: они всплывут, получат какую-то помощь, чиновники поставят себе плюсик, но в девяти случаях из десяти такой бизнес идет ко дну, не дотянув и до двух лет. Если бы власти действительно хотели узнать мнение предпринимателей, надо было собрать большую аудиторию, раздать анкеты, подробно обо всем рассказать, устроить большую пиар-кампанию, чтобы довести свои намерения до большого количества людей. А получилось, как всегда: собрали десять человек, полчаса поговорили и уехали — и на основании пяти анкет будут городить очередной огород с многомиллионным бюджетом. Это будет очередная неэффективная трата денег налогоплательщиков. И для предпринимателей, у которых уже какой-то бизнес есть, все попытки власти протянуть руку помощи продолжают носить декларативный характер. Олег АРТЕМЬЕВ, директор ООО «Эколог-Групп» Я посмотрел сайты, о которых шла речь на встрече — в принципе, там есть кое-что, что может быть интересно действующему бизнесу. Но насколько новый проект сохранит эту направленность — большой вопрос. Вообще перекосы в сторону поддержки начинающего бизнеса есть, и мне это тоже непонятно. Я помню встречу, которая состоялась несколько месяцев назад и на которой присутствовала вся администрация — от замглавы до начальников отделов. Обсуждали перспективы создания предприятия по производству ПЭТ-бутылки. На деле оказалось, человек хочет поставить гараж, где собирается штамповать бутылку из полиэтиленовых отходов. Кстати, насколько мне известно, из этой затеи так ничего и не вышло. Когда мне говорят, что вот — опытные предприниматели будут консультировать начинающих, давать советы — ну наивно на это рассчитывать. Я столько лет этим занимаюсь, и зачем я буду рассказывать кому-то то, до чего сам дошел, своими шишками? Главная проблема для меня сегодня — кадры. Даже на нормальную зарплату нельзя найти профессионала, потому что система профобразования полностью разрушена. Если невозможно восстановить ПТУ, давайте создавать какую-то альтернативу: краткосрочные курсы, на базе того же бизнес-инкубатора, чтобы можно было быстро обучить работников. В общем, попытку номер… (уж и не счесть, сколько их было) можно считать неудавшейся. Диалога не получилось — власть по-прежнему говорит на своем языке, а у бизнеса так и не возникло желания этот язык изучать. ПЦРП, кстати, мог бы стать в этой схеме «переводчиком»… Вот только строительство глобальных конструкций к этому никакого отношения не имеет. Для «переводчика» главное — мобильность и умение мгновенно ориентироваться в ситуации. А в этом никакой колл-центр и личный кабинет не помогут. Показательным в этом смысле оказался диалог Виталия Кабанова и Ольги Тимофеевой: — Какие конкретные проблемы вы можете решить? — спросил докладчицу предприниматель. — Можете, например, выйти на РЭК с вопросом о снижении платы за электроэнергию для предпринимателей? Почему промышленные предприятия получают энергию по льготной цене, а малый бизнес платит по самому высокому тарифу «прочие потребители»? — Пришлите свой вопрос на мой электронный адрес, а я задам от вашего имени этот вопрос на g2b, — предложила Ольга Тимофеева. — Посмотрим, что ответят нам чиновники, и подумаем, что мы можем сделать. Этот разговор состоялся в четверг, 20 сентября. Письмо с вопросом было отправлено в тот же день. Во вторник 2 октября, когда этот материал уходил в печать, вопрос на сайте так и не появился… Любовь КУЗНЕЦОВА, заместитель генерального директора ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» — Я не согласна с тем, что мы помогаем лишь начинающим предпринимателям. Например, финансовая помощь рассчитана не только на микробизнес. У нас есть возможность помогать и более существенными суммами и на очень выгодных условиях. К примеру, бизнес интересуют займы в размере до 1 млн рублей? ПЦРП дает микрозаймы до миллиона рублей на год под 8,25% годовых. Заявку можно оставить на сайте http://pcrp.ru. А вам известно, что Пермский гарантийный фонд имеет договоры с 28 банками, которые дают кредиты бизнесу под льготный процент и под гарантию ПГФ? Если у вас недостаточно залога, вы пользуетесь гарантией фонда и получаете деньги на выгодных для вас условиях — до 10 миллионов под 10% на три года. Есть государственные деньги, которые не находят своих получателей, потому что бизнес просто не знает о том, что у него есть возможность их получить. |