Недвижимость в движении |
Статьи - Бизнес |
Автор: Екатерина Симон |
24.10.2012 16:23 |
Времена, когда администрация торговых центров в Соликамске шла на всевозможные уступки своим арендаторам, ушли в прошлое, как и период, когда из-за тотальной нехватки помещений арендаторы вынуждены были «брать, что дают». Рынок торговой недвижимости находится сегодня в относительном равновесии: есть спрос, есть предложение. Арендные ставки в основном тоже стабильны — резких скачков нет и в ближайшее время не предвидится. Есть, правда, и проблемные моменты. ПЯТЬ ЛЕТ ПЕРЕМЕН С 2007 года рынок коммерческой недвижимости в Соликамске прошел несколько стадий развития. Начиная с докризисного бума и притока иногородних арендаторов, и, как следствие, интенсивного строительства торговых центров. И заканчивая сегодняшней благоприятной ситуацией, когда на рынке уживаются и «свои», и иногородние, когда на рынок Соликамска активно заходят крупные федеральные торговые сети. А между этим был кризис, который внес свои коррективы в сложные процессы взаимодействия собственников недвижимости и их клиентов. В 2009 году арендные ставки в большинстве торговых центров резко упали, чтобы удержать арендаторов. В это же время вырос спрос на маленькие помещения, требующие минимальных затрат. Кризис ясно показал, кто есть кто на рынке коммерческой недвижимости в Соликамске. Тем не менее, уже в 2010 году ситуация стабилизируется и в Соликамск начинают заходить федеральные торговые сети, а специалисты предрекают рост арендных ставок. Так и вышло – к 2011 году они выросли, особенно в удачно расположенных торговых центрах. Но, несмотря на это, спрос уже превышает предложение. При этом арендодатели отмечают явное повышение интереса иногородних предпринимателей к Березникам и Соликамску, которые арендуют уже половину торговых площадей в местных торговых центрах… ПЛОЩАДИ VS ЦЕНЫ Год 2012-й. Казалось бы, сданные в эксплуатацию два крупных торгово-офисных центра должны неминуемо снизить ажиотаж, и, как следствие, спрос и арендные ставки. Но этого не происходит. Наоборот, цена на аренду помещений потихоньку растет. Потому что, несмотря ни на что, дефицит качественных торговых площадей остается. – В Соликамске однозначно есть нехватка коммерческих площадей, – считает менеджер по работе с арендаторами «Группы магазинов ОВС» Ирина Демидова. – Заявки на размещение в новом торговом центре в несколько раз превышают наши возможности. Но мы стараемся особо не повышать цены, главным образом потому, что у нас есть свои, устоявшиеся арендаторы, которые много лет работают в нашем торговом центре, например, отдел детских товаров работает у нас постоянно уже семь лет. И такая стабильность всем только на пользу – это привлекает покупателей. – Да, спрос превышает предложение, но арендную ставку предпочитаем пока не повышать, – говорит управляющий ТЦ «Бисмарк-2» Константин Ряпосов. – Можно было бы поднять цены – качество торговых площадей это позволяет, но нет необходимости. К тому же, согласно законодательству, мы имеем право повышать цены один раз в год, поэтому пока занимаем выжидательную позицию – что будет? Особого недостатка в торговых площадях нет, как, впрочем, и в желающих их арендовать. А вот офисные помещения – более проблематичная область – их как раз-таки не хватает. – В центральной части города очень чувствуется нехватка хороших офисных площадей, – считает управляющий агентством недвижимости «Хирш» Артем Богушевский. – Несмотря на то, что и торговые центры строятся, и квартиры на первых этажах переводятся в нежилой фонд, для многих найти подходящее офисное помещение довольно непросто. Особенно тем, у кого есть определенные требования, например, банки, некоторые иногородние компании. В МАЛЫХ ДОЗАХ По некоторым оценкам, спрос на небольшие торговые площади остается на прежнем уровне, по другим – постепенно падает. – Если попробовать подсчитать, то в первом «Бисмарке» маленьких торговых площадей всего около 20% от общей, а вот во втором – уже около 60%, – прикидывает Константин Ряпосов. – Большие площади пользуются спросом у крупных торговых сетей, в то время, как большинство индивидуальных предпринимателей стремятся открыть удобный небольшой отдел. Тем не менее, тенденция идет к укрупнению. Валентина Лаптева, управляющий ТЦ «ЦУМ», согласна, что успешные предприниматели стремятся расшириться: в большом отделе и покупателям комфортнее, и товар можно представить более выгодно: – Конечно, мы стараемся уделять внимание не только крупным арендаторам, но и небольшим точкам. Но и они, по возможности, стремятся расширить свои границы, чтобы было больше возможностей и, соответственно, меньше конкурентов. В любом случае, мы ориентируемся на потребности арендаторов. По мнению Ирины Демидовой, спрос на те или иные площади зависит не только от собственно желания арендатора – его порой диктует специфика продаваемого товара. ЭКСПАНСИЯ В последние годы, особенно, в последние пару лет, в Соликамске, как грибы после дождя (вернее, как магазины после кризиса) стали обосновываться федеральные торговые сети. Особенную активность развивают продуктовые ритейлеры. Им интересно осваивать новые рынки, а арендодателей привлекает способность «федералов» создавать стабильность и трафик. – Конечно, сотрудничество с федеральными сетями очень интересно торговым центрам, – уверена Валентина Лаптева. – Они занимают большие площади, с ними меньше проблем. К тому же, они привлекают большой поток покупателей. Но все единогласно сходятся во мнении, что на сегодняшний день найти подходящее помещение магазину, подобному «Семье» или «Магниту», непросто. — Федеральным сетям необходимы качественные торговые помещения. Для рассмотрения пригодности помещения под аренду или приобретение построенного помещения, необходимы помещения площадью не менее 1500 кв.м., при этом один этаж торгового зала должен занимать не менее 600 кв. метров, - о сложностях взаимоотношений с «федералами» говорит директор АН «Столица», эксклюзивного дистрибьютора готовящегося к открытию ТЦ «Помидор» Елена Попова. – Требования у них достаточно высокие: это и шаговая доступность для населения, и наличие конкурентов поблизости, благоустройство прилегающей территории, обустройство самого торгового центра. А у нас большинство выстроено все-таки «по старинке». К тому же, сети необходим не просто торговый зал, а целый комплекс: офисы, лифты, парковки и так далее. ИДЕАЛЬНЫЙ ТЦ Как сейчас замечают предприниматели, им хотелось бы получить место не просто в торговом центре, но в том, который, по их мнению, наиболее развит и гармонично организован. И здесь у каждого свои «фишки», которыми предполагается завлечь покупателей и арендаторов. – Мы не стесняемся брать пример с тех, кто нам кажется хорошо организованным, – говорит Константин Ряпосов. – Мне лично очень хорошо организованным кажется гипермаркет «Семья» в Перми. Самый главный принцип – максимально эффективное использование торговых площадей, доступность и удобство для покупателей. – Правильный торговый центр – это сбалансированный торговый центр, – уверен директор сети магазинов «Матрона» (которую рады видеть в любом торговом центре) Дмитрий Нецветаев. – Это наличие крупных операторов, которые генерируют трафик, брендованных отделов, плюс – среднего ценового сегмента. А ко всему этому, в зависимости от финансовых возможностей, фуд-корты, кинозалы. Например, очень хорошо организован ТРК «Столица» в Перми – он небольшой по площади, но посетитель может комфортно провести там хоть целый день. Очень важна и избирательная политика по отношению к арендаторам, которая должна строиться по четкой схеме: сколько и каких отделов нужно ТЦ, чтобы эффективно развиваться. В Соликамске пока нет ни одного такого центра, кто создаст его первым, на несколько лет вперед «снимет сливки». По пути избирательного отношения к арендаторам пошли дистрибьюторы торгового центра «Помидор», который позиционируется, как детский. Поэтому, по словам Елены Поповой, торговым предприятиям из других сегментов, которые изъявляют желание занять место в новом ТЦ, собственник пока отказывает. На средний ценовой сегмент ориентируется компания «Группа магазинов «ОВС» – приоритет отдается именно таким арендаторам. – Успех торгового центра зависит от многих факторов, – коммерческий директор ООО «Катюша» Алексей Пищальников пока не дает прогнозов, когда торговый центр «Поле чудес» будет сдан, но арендаторов туда уже набирают. – Первое – это выгодное, перспективное положение. Второе – сильные операторы, занимающие большие торговые площади – это позволяет держать марку. Сегодня у нас уже есть заявки от крупных федеральных компаний, которых нет даже в Березниках. А когда в ТЦ заходит хороший, мощный арендатор, за ним тянется сфера обслуживания: общепит, развлечения и так далее. Конечно, нельзя оставлять без внимания и местных арендаторов с небольшими отделами. В СВОЕМ ФОРМАТЕ Формат стрит-ритейла популярности тоже не теряет. Что привлекает предпринимателей в такой самостоятельности, а что, наоборот, тянет занять площадь в крупном торговом центре? – Свои преимущества есть и у того, и у другого расположения, – директор сети магазинов «Электрозон» Александр Крафт знает, о чем говорит: его отделы расположены как в крупном торговом центре, так и в отдельном магазине. – Главное преимущество торгового центра – это, конечно, проходимость. С другой стороны, в отдельном магазине можно установить свой график работы – привлекает самостоятельность. – Если маленький магазин находится в проходном месте, то он, конечно, удобнее места в торговом центре, – считает директор сети магазинов развивающих игрушек «Ума палата» Надежда Ахметзянова. – Там уютнее, можно установить более гибкий график. В торговом центре лучше с той стороны, что люди не проходят мимо – заходят за чем-то другим, а по пути покупают и что-то в твоем отделе. Начинать, я считаю, лучше все-таки с торгового центра. С другой стороны, все зависит от самого торгового центра. Например, если открывать отдел на Клестовке, то выбор за отдельным магазином – достойных ТЦ там пока нет. Спрос на уличную торговую недвижимость стабильно высокий. – Особенно высок спрос на отдельные помещения на центральных улицах: Северная, Большевистская, 20-летия Победы, – комментирует консультант по недвижимости Андрей Румянцев. – Если помещение хорошее и цена адекватная, то сдать его удается очень быстро. Но здесь много тонкостей и по цене, и по условиям аренды: кто берет на себя оплату ремонта, коммунальных платежей и так далее. Гораздо сложнее поиск отдельного помещения для крупных компаний, которым уже не подходят переоборудованные из квартир на первых этажах нежилые помещения. Думаю, спрос не будет падать. В условиях нехватки площадей и вполне приемлемых цен на аренду отдельных помещений, по сравнению с торговыми центрами, у этого направления будущее, безусловно, есть. Валентина Лаптева уверена, что для начинающего предпринимателя оптимальный выбор – это место в торговом центре. А вот для тех, кто уже нашел своего покупателя и создал себе имя формат стрит-ритейла вполне подходит, как хорошая возможность для расширения бизнеса. При этом успех предприятия зависит не только от того, насколько место проходное, но и от грамотной работы предпринимателя с клиентами. Грамотный маркетинг позволит сэкономить средства на аренде. – Если отдел или магазин находится в не совсем проходном месте – это не повод для расстройства, – считает Дмитрий Нецветаев. – Это повод для более продуманного маркетинга. Когда мы заходили шесть лет назад на соликамский рынок, у нас было два отдела в центре города: в ЦУМе и в кинотеатре «Русь». Но потом мы поняли, что выбирать надо что-то одно, и выбрали магазин в кинотеатре, потому что торговые площади там были более качественными. Но его расположение побудило нас к тому, чтобы продумывать механизмы привлечения клиентов: мы проводили акции, конкурсы. Нужно создавать поводы, чтобы человек сделал лишнее телодвижение и зашел в магазин, находящийся в стороне от основной дороги. Константин РЯПОСОВ: — Активно ведется строительство новых торговых центров в разных районах города, в ближайшие два года ситуация может измениться кардинально. Арендные ставки наверняка замедлятся в росте. Думаю, даже может пойти обратная реакция: предложение станет больше спроса и ставки начнут падать. Так происходит, например, в Перми. Алексей ПИЩАЛЬНИКОВ: — Сейчас много торговых центров строится на перспективу. На сегодняшний день все идет к тому, что в микрорайонах будут открываться крупные торговые центры, которые будут привлекать большую часть населения. Небольшие магазинчики, конечно, останутся, но их роль будет уже не так велика. Именно такая тенденция наблюдается сейчас в крупных городах. Ольга ГАНЧЕНКО, руководитель сети «Семья»: — Соликамск — один из самых сложных городов в крае с точки зрения помещений под аренду магазинов. Мы пытаемся найти помещение уже несколько лет. Проблема не в арендных ставках, они рыночные. Проблема — в отсутствии возможности получить интересные для нас помещения. Мы в первую очередь ориентируемся на площадь. «Семье» требуются помещения от 600 до 10 000 кв. метров. |