Главная Интервью Прямая речь Лариса ПОХОМОВА: «Самый крупный покупатель - государство»
Лариса ПОХОМОВА: «Самый крупный покупатель - государство» Печать E-mail
Интервью - Прямая речь
Автор: Екатерина Симон   
14.05.2012 16:15

Если сложить вместе суммы, полученные подрядными организациями за выполнение государственного муниципального заказа в 2011 году, по­лучится почти космическая цифра: 6 триллионов рублей. Заведующая региональным центром по подготовке специалистов для системы госу­дарственных закупок, доцент НИУ «Высшая школа экономики» Лариса ПАХОМОВА уверена: чем активнее малый и средний бизнес будет уча­ствовать в системе муниципальных контрактов, тем лучше будет и для бизнеса, и для заказчиков, и для населения региона.

— Лариса Михайловна, насколько сегодня привлека­тельна для малого бизнеса работа с муниципальными контрактами? Какие она при­носит трудности и какие сулит выгоды?

— На мой взгляд, система размещения заказов, предусмо­тренная 94 Федеральным зако­ном, является одной из самых привлекательных для малого бизнеса. По идее, вся система размещения заказов стимули­рует развитие малого и среднего предпринимательства. Особых проблем нет. Если предприни­матели имеют представление о том, что такое муниципальный заказ, желают принять в нем участие, и если они вниматель­но изучили условия. Это три основных составляющих: зна­ния, внимание и тщательное заполнение тех форм и заявок, которые идут от заказчиков. По суммам каждый может сориен­тироваться самостоятельно.

— В чем тогда причина недостаточного присутствия малого и среднего бизнеса в госзаказе?

— Главная причина не­участия — в отсутствии знаний. Предприниматели с трудом по­нимают всю эту систему. Сам по себе 94-ФЗ очень сложен — на второй странице хочется его отложить и больше уже ни­когда не читать. И я прекрасно понимаю участников, которые застревают на этом этапе. Часто в качестве причины называют коррупционность системы. Но этот момент явно преувеличен. Жалобы на то, что все куплено столичными компаниями, об­условлены малым количеством местных участников и их слабой ориентацией в системе госза­казов. Гораздо большую роль играет неумение организовать процесс, учесть все технические моменты.

— Что еще может отпуги­вать малый бизнес от участия в муниципальных конкурсах и аукционах?

— В процедуре электрон­ного аукциона есть два пункта, которые действительно могут вызвать нерешительность. Это обеспечение заявки — опреде­ленная денежная сумма, кото­рую надо зарезервировать до момента заключения контракта. То есть некоторую сумму прихо­дится изымать из бизнеса. Дру­гой барьер — денежное обеспе­чение исполнения контракта. Если контракт не исполняется, заказчик имеет право исполь­зовать средства из обеспечения контракта.

— Имеет ли значение, под­рядчик из какого региона по­лучает контракт? Не секрет, что и в соликамских тендерах все чаще участвуют организа­ции из других городов, вплоть до Москвы.

—Мы заинтересованы в том, чтобы поддерживать местных предпринимателей. Если кон­тракт достается местной ком­пании, значит деньги остаются на территории муниципального образования, местные жители получают работу. Но именно из-за отсутствия опыта и знаний наши предприниматели обходят систему госзаказа стороной. А победа достается более продви­нутым компаниям из Москвы и других городов.

— Есть в 94-м законе еще один момент, вызывающий нарекания: контракт получа­ет предприниматель, предло­живший минимальную цену. Но не всегда это означает хо­рошее качество и должные сроки исполнения…

— Такая проблема есть, но она не так остра, как приня­то думать. Мы же не влезаем во внутреннюю калькуляцию участников размещения заказа. Если изначаль­ная цена в результате аукциона падает на 70-80%, это еще не значит, что контракт бу­дет провален. Причина может быть в неправильном обосно­вании цены контракта — она завышена. С другой стороны, на то и щука, чтобы карась не дремал. В этом году вместо 94 Федерального закона плани­руется принятие ФЗ «О Феде­ральной контрактной системе», где будет сделан упор на си­стему надзора за исполнением контракта. Если контракт вы­полняется плохо, заказчик не должен его принимать. Вплоть до расторжения контракта и на­казания в виде штрафа. Вино­вник заносится в реестр недо­бросовестных поставщиков, и дальнейшее сотрудничество его компании с бюджетом будет ис­ключено. Это заставит предпри­нимателей более ответственно относиться к взятым на себя обязательствам.

— Куда предприниматель может обратиться, чтобы ра­зобраться в сложной системе госзаказа?

— Есть официальный сайт http://zakupki.gov.ru, который действует для всей страны на всех уровнях: федеральном, субъектовом, муниципальном. Где бы ни располагались заказ­чики, они обязаны размещать информацию обо всех заказах на этом сайте. Самое простое: зайти на сайт, выбрать сферу деятельности, субъект, найти муниципальное образование и заявиться в качестве участника.

Кроме того, всегда можно обратиться в наш региональный центр. Мы проводим специаль­ные семинары о том, как войти в систему размещения заказа, консультируем в индивидуаль­ном порядке. Такую же помощь может оказать соликамский бизнес-инкубатор. Зимой мы проводили здесь семинар для предпринимателей, и после него у меня неделю не смолкал телефон: участники семинара решились участвовать в зака­зах — информационный барьер был снят.

На сегодняшний день госу­дарство является самым круп­ным покупателем в самых раз­ных сферах: дорожные работы, ремонт, здравоохранение, об­разование и так далее. И вся система ждет добросовестных исполнителей, которые будут создавать здоровую конкурент­ную среду.