Главная Интервью Прямая речь Татьяна Ямщикова: «Кафе доставляет мне радость»
Татьяна Ямщикова: «Кафе доставляет мне радость» Печать E-mail
Интервью - Прямая речь
Автор: Анна Штаер   
05.06.2012 16:41

Доставить удовольствие ребенку так просто: достаточно произнести «Пойдем в кафе!». Родители любят баловать своих малышей, а это зна­чит, у детского кафе хорошие пер­спективы. Однако этот хлопотный бизнес скрывает массу нюансов и подводных камней.

Поэтому в этой сфере лишь две категории игроков — крупные операторы общепита, для которых детское кафе — часть биз­нес-стратегии, и предприниматели- энтузиасты, получающие истинное удовольствие от общения с детьми. Первые заведения приносят больше прибыли, зато вторые отличаются атмосферой, в которой привольно и детям, и взрослым. Легко ли ве­сти такой бизнес, — мы спросили у владелицы первого в Соликамске детского кафе «Лукоморье» Татьяны ЯМЩИКОВОЙ.

— Татьяна, как получилось, что вы открыли детское кафе?

— Мне всегда хотелось, чтоб моя работа была связана с деть­ми. Я закончила педагогический вуз, с удовольствием работала в школе. Если б не кризис, навер­ное, и по сей день была бы учи­тельницей. Но жизнь сложилась иначе, я стала предпринимате­лем. К своей мечте вернулась только после рождения ребенка — едва выйдя из декрета, нашла подходящее помещение, взяла кредит и стала строить детское кафе.

Шесть лет назад у нас практи­чески не было мест, куда можно было бы пойти с ребенком. Даже в парк приходилось ездить в Бе­резники. Но, отдыхая со своими племянниками на юге, я видела, сколько всяких интересных ве­щей можно придумать и органи­зовать.

Сейчас в Соликамске по­явились целые развлекательные комплексы с детскими аттрак­ционами, а тогда самый обык­новенный детский лабиринт, который мы решили построить в своем кафе, казался чем-то неве­роятным. Даже достать его было проблемой.

Мы несколько месяцев пере­писывались с компаниями из разных городов России, вели переговоры с итальянцами. В конце концов, остановились на новосибирской компании «От А до Я». Они сделали для нас сем­надцать проектов, пока не при­думали то, что меня устроило. Менеджер, с которым мы обща­лись, признался потом, что такие требовательные заказчики им попадаются не часто.

Вообще, всем подрядчикам пришлось со мной помучиться. Фирму «Одинцов и Ко» я убеди­ла ради нас освоить новую техно­логию. Они тогда изготавливали стеклопакеты только из белого профиля, а у меня в проекте окна были коричневые. Мы нашли в Москве фирму, которая импор­тировала специальную краску для ПВХ, и покрасили пластик.

Раздевалку для нас делала компания «Бревенчатые дома» — деревянную избушку на курьих ножках собирали прямо в холле кафе. Игорь Голов потом расска­зывал, как терялись в догадках его работники, пытаясь понять — кому же все-таки предназна­чен домишко? Для бани маловат, для собачьей будки — велик…

А вы видели наш дуб? С ним тоже целая история связана. Юля Якимова, которая делала нам проект интерьера, нарисо­вала раскидистое дерево, кото­рое должно было стать главным украшением зала. Сами посу­дите, какое же «Лукоморье» без дуба? Но как, из чего его делать — никто не знал. В Соликамске такими вещами никто не зани­мался. Заказали мы дуб в Перми, его очень долго делали и при­везли буквально за три дня до открытия — здоровенное дерево из ДВП, выкрашенное в зеле­ный цвет. Спрашиваю — почему зеленый-то? Мне говорят: ну, вы же просили, чтоб как в сказке — у Лукоморья дуб зеленый...

Представляете, ситуация? Открытие на носу, а у меня нет дуба!

Пришлось вспоминать сту­денческую практику в пионер­лагерях, где мы с детьми масте­рили из папье-маше. Купила две тонны гипса, сто метров марли и стала делать дуб. Первый слой, второй, третий — два дня я его лепила, о застывшую загипсо­ванную марлю стерла в кровь руки. Но дуб у нас получился — сказочный.

— Есть ли перспектива у дет­ского кафе в Соликамске?

— Спрос на подобные услу­ги есть. Мы это почувствовали сразу, как только открылись. Мы были первыми, ничего подобно­го в городе до нас не существо­вало, и от посетителей отбоя не было — столики бронировались за месяц.

Но по мере того, как развива­ется рынок, приходится менять­ся и нам. Если раньше мы по­зиционировали себя как детское кафе, то теперь наш формат бли­же к семейному заведению.

Кроме детских праздников теперь мы устраиваем свадьбы, юбилеи, торжества, на которые приглашают всю семью от мала до велика. Сейчас ведь многие пары живут вместе, не расписы­ваясь. А к тому времени, когда молодые созреют до загса, у них уже есть дети. На свадьбу при­нято приглашют бабушек-деду­шек, многочисленную родню… Детей девать некуда. Во взрослое кафе компании с детьми берут неохотно, и даже если удастся снять зал, малышам там нечем заняться. В нашем кафе эта про­блема решена изначально.

Пока взрослые празднуют за традиционным столом, ре­бятишки никому не мешают — их из лабиринта не вытащить. Родители видят, чем заняты их дети, они спокойны.

— Что нужно, чтобы заведе­ние такого формата было при­быльным?

— Честно говоря, я не думаю, что на детском кафе можно зара­батывать большие деньги. Для меня это скорее хобби, чем ис­точник дохода. Прибыль прино­сят другие направления, а кафе доставляет радость и открывает простор для фантазии.

Нам ведь все время при­ходится придумывать что-то новое, чтобы детям нравилось приходить к нам. К тому же надо учитывать, что наши первые ма­ленькие посетители повзросле­ли, и то, что вызывает восторг у пяти-восьмилеток, подросткам уже не интересно.

Когда мы это поняли, на­чали проводить тематические вечеринки. Если бы вы видели, что творилось тут в Хэллоуин! В другой раз вместо взрослых ак­теров мы пригласили на детский праздник подростков: ребята сами подготовили программу, играли на гитаре, пели. Зал при­нимал их, как своих.

Мы устраиваем мероприятия раз в месяц. Хотелось бы чаще, но большая проблема — найти качественных аниматоров. Про­фессионалы-ведущие, диджеи, танцоры идут нарасхват. Осо­бенно в пятницу-субботу, тради­ционные свадебные дни. Понят­но, что ивент-агентству в разы выгоднее отработать свадьбу, чем программу в детском кафе. Но в другие дни недели их услуги нам не нужны.

— С какими трудностями вы столкнулись в начале свое­го бизнес-пути? Какие советы можете дать другим начинаю­щим предпринимателям?

— В первую очередь, нужно понимать, что дети — это осо­бенные посетители, на которых не распространяются стандарт­ные правила гостеприимства. Поэтому в помещении, где будут находиться дети, не должно быть сквозняков, сиденья и столики должны быть подходящими по размеру, а посуда удобной и без­опасной в использовании. Все это должно быть учтено заранее, на этапе подготовки проекта и сметы.

Другая сложность — это дет­ское меню. Накормить взрослых — не проблема, а вот с детским питанием мы намаялись.

Поначалу мы такие блюда за­ковыристые придумали — краси­вые, суперполезные, их для нас специально рассчитывали дието­логи. А потом смотрим — полные тарелки остаются. Дети нашу стряпню не едят — дети встают из-за стола голодные, ка-ра-ул...!

А оказалось, детям финтиф­люшки за столом не нужны. Они интуитивно выбирают самые простые блюда — картофельное пюре, рис, котлетка, мясо без ко­сточки, бульон. В общем, при­шлось нам вместо нашего краси­вого меню разрабатывать новое, попроще. И в обязательном по­рядке каждый заказ мы с роди­телями подробно обговариваем. Одни дети не любят консервиро­ванную кукурузу, другие не едят винегрет, третьим нельзя свини­ну, у четвертых аллергия на май­онез… Приходится искать ком­промисс и каждого маленького гостя обслуживать так, словно он — единственный, самый важный и самый любимый.