Главная Новости Экономика Первый российский закон о беспилотных автомобилях разработан в АНО «ПравоРоботов»
Первый российский закон о беспилотных автомобилях разработан в АНО «ПравоРоботов» Печать E-mail
Новости - Экономика
Автор: Сергей Володин   
31.10.2017 15:16

Вопрос разработки беспилотных автомобильных технологий в последнее время становится одним из наиболее ключевых в повестке трансформации в рамках перехода к цифровой экономике. При этом нельзя не отметить, что отрасль беспилотного автотранспорта во всем мире только начала формироваться, и Россия может стать одним из его ключевых игроков на этом новом для всех рынке. Единственный барьер, который необходимо преодолеть для этого, — административный.

 

Как отмечает учредитель АНО «ПравоРоботов», член экспертного совета по цифровой экономике ГосДумы РФ Никита Куликов, сложность прохождения по установленным процедурам принятия новых нормативно-правовых актов актуальна не только для России. Однако в ряде стран на федеральном уровне для такого рода законодательства было сделано исключение и предложен облегченный порядок согласования, что обеспечило оперативное принятие профильных нормативно-правовых актов в кратчайшие сроки:

- В Швеции беспилотные автомобили Volvo уже два года ездят по дорогам общественного пользования в Гетеборге, в Германии в 2017 году был принят соответствующий федеральный закон, позволяющий эксплуатацию беспилотных автомобилей, в США уже согласована выдача 25 тысяч лицензий на беспилотную технику для проезда по дорогам общественного пользования с потенциалом увеличения до 100 тысяч лицензий. В России ряд имеющихся законодательных барьеров, мешающих полноценному тестированию беспилотных технологий на дорогах общего пользования, по моему мнению, можно снять и без поспешного изменения законодательства, связанного с автотранспортом, — в том числе, не дожидаясь разработки и принятия новых регламентов, на которые могут понадобиться годы кропотливой работы.

Вопросом разработки комфортного для всех участников рынка автопроизводителей беспилотных автомобилей и ФОИВ нормативно-правового акта АНО «ПравоРоботов» начало заниматься с начала 2017 года. Нами были проведены консультации с представителями МАДИ, Гильдии Автошкол России, Яндекс, Volgabus (производитель автобуса «Матрешка»), Avrora Robotics, логистической компании Traft и рядом других компаний, занятых в сфере робототехники и автомобильного движения.

По результату проведенной работы, с учетом всех полученных рекомендаций, АНО «ПравоРоботов» был разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», который решает следующие вопросы:

технический — разрешить тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, что, несомненно, продвинет разработку данной технологии;

социальный — сохранение водителя (или как мы его называем — «ответственного лица») за рулем автомобиля, тем самым сохранив рабочие места как для водителей, так и для автошкол — до того момента, пока на федеральном уровне не будет принята расширенная программа по модернизации системы образования и профессиональной переподготовки кадров;

экономический — развивая технологию и предлагая льготы разработчикам, можно в сжатые сроки с нуля выстроить новый рынок с огромным потенциалом.

Наконец, предложенный проект документа позволяет сохранить правовой суверенитет — при его принятии будет соблюден статус-кво между действующим законодательством и взятыми международными обязательствами по ратифицированным международно-правовым актам.

Наконец, решается также вопрос безопасности и разграничения ответственности.

Представляется, что мер, указанных в разработанном АНО «ПравоРоботов» проекте Постановления Правительства Российской Федерации, будет вполне достаточно для того, чтобы начать активно развивать в России отрасль беспилотного автотранспорта, а также сделает Россию третьей страной в мире, которая законодательно разрешила эксплуатацию беспилотных автомобилей. Это, несомненно, станет новостью для мировых СМИ и в итоге поможет начать привлечение в Россию инвестиций и разработчиков данной технологии из других стран, а также заняться формированием специализированного кластера разработчиков.

Метки: Авто | Инновации | Перспектива