Главная Новости Образование На сколько частей поделят учебный год в Соликамске?
На сколько частей поделят учебный год в Соликамске? Печать E-mail
Новости - Образование
Автор: Елена Корнева   
26.11.2010 17:07

Очередной эксперимент в образовании – с сентября в соликамской гимназии № 1 учебный год разделен не на привычные четверти, а на триместры – по мнению педагогов, позволяет школьникам больше отдыхать и лучше усваивать знания. Однако не все родители гимназистов согласны с нововведением. Сегодняшняя публикация - начало  разговора о новом делении учебного года.

Для кого нововведения «удачная находка»?

Здравствуйте, уважаемая редакция.
Я хотела бы на страницах вашей газеты поднять вопрос о каникулах в гимназии №1. Меня, как маму, очень волнует эта тема. В этом году нас поставили перед фактом, что привычные всем учебные четверти заменят триместрами, основываясь на том, что дети будут отдыхать чаще, так как в середине каждого триместра им будут давать два дня отдыха. Директор гимназии, Наталья Владимировна Кулагина считает это "очень удачной находкой". А что об этом думают дети, которым приходится на своих плечах тащить чьи-то эксперименты, и их родители? Никто об этом не спросит, когда будет утверждаться план на следующий учебный год. Поэтому хочу высказать мнение через газету, чтобы можно было рассмотреть разные точки зрения на эту проблему.
Итак, по порядку. Первый триместр: 1 сентября-14 ноября, и два дня отдыха в октябре. Получилось так: весь сентябрь дети втягивались в учёбу после летних каникул, первый месяц учёбы всегда даётся нелегко, хватали тройки и двойки. И вот, наконец, когда учёба стала привычной, ну и, как говорится, "петух жареный" всё-таки клюнул, рванули исправлять все плохие оценки и учиться в полную силу. Вот тут-то на горизонте замаячили первые "каникулы"- 2 дня+2 выходных. Эти четыре дня в самый разгар учебной поры были не днями отдыха, они просто выбили из колеи. Не знаю, у кого как, а у нас октябрь - один из продуктивных в плане учёбы месяцев. Ребёнок уже втянулся в учёбу, но ещё не устал. Так что эти дни были пустой тратой времени и в нашем случае охладили пыл, как будто в самый пик интересной работы окатили холодной водой. Но это всё же были мелочи. А дальше было смешнее. Когда дети уже подустали и мечтали-таки об отдыхе, начались каникулы, но не у нас, а во всех других школах. И всё бы ничего, если бы мы жили в своём маленьком мирке "школа-дом". Но мой ребёнок посещает секции, летом ездит в лагерь, в конце концов, мы дружим с семьями, в которых тоже есть дети, в общем, общаемся не только с одноклассниками. У детей всего города были каникулы, звонили друзья, звали гулять, в бассейн, в кино... А мы учились! Но главным ударом было известие, что дети будут учиться и в праздники. Вся страна отдыхала с 4 по 7 ноября, а наши дети учились. На мой взгляд, это издевательство. Я разговаривала на эту тему с директором гимназии, она ответила: "Потерпите, каникулы будут через неделю". И вот наступили каникулы, но кому они уже были нужны? Теперь дети готовы были и гулять и отдыхать, но...не с кем. Все учатся. И ребёнок целый день сидел у компьютера, телевизора, или просто слонялся по квартире и ждал, когда же закончатся эти несчастные каникулы, в которые нечем заняться, не с кем погулять и некуда сходить. Особенно, если на каникулах уехал в гости к бабушке и одноклассники далеко.
И мучает меня вопрос: Для кого всё-таки эти нововведения "удачная находка"?

Вопрос с автоинформатора

Директор гимназии №1 Наталия Кулагина:

«Выбор у родителей есть – все зависит от них самих»

- Триместровую систему обучения я «подсмотрела» в Москве, когда была в столице на курсах. В рамках программы мы посетили семь учебных заведений, и все они обучаются по триместровой системе. Естественно, каковы плюсы поинтересовались плюсами обучения по триместрам. Их оказалось немало.

- Во-первых, триместровое распределение учебной нагрузки обеспечивает здоровьесберегающий эффект. За счет чего это происходит? Сегодняшняя система по четвертям предлагает нам неравномерную нагрузку – практически все детские каникулы приурочены к каким-нибудь всероссийским праздникам. На практике получается, что вторая четверть небольшая, а третья – длинная и очень сложная для детей. В триместровой системе учебная нагрузка распределена равномерно – это позволяет повысить работоспособность детей, снизить их утомляемость и заболеваемость.

Забегая вперед, хочу сказать, что после возвращения в Соликамск, я стала изучать этот вопрос более детально – сегодня в Интернете информации об этом немного, но я нашла несколько статей, в которых врачи-гигиенисты, педиатры описывают результаты своих научных исследований, которые показывают существенные преимущества триместрового обучение по сравнению с традиционным четвертным. Оказалось, что такая система способствует снижению числа простудных  заболеваний у детей и уменьшению обострений хронических заболеваний. Понятно, что это произойдет не за один год, но положительный эффект есть уже после первого года обучения в таком режиме.

- Во-вторых, эта система должна благотворно сказаться на успеваемости детей: к завершению триместра дети приступают после непродолжительного отдыха. Поэтому промежуточная аттестация осуществляется в периоды, когда учащиеся не утомлены, а не тогда, когда они имеют ярко выраженную усталость (в конце четверти при почетвертном обучении).

Кроме того, во время каникул (перед итоговым выставлением оценок) мы можем обеспечить слабоуспевающим ученикам реальную помощь – ребенок может не только восполнить пробелы в знаниях, но и реально повлиять на результаты триместра. При почетвертном делении стимул ученика в дополнительных занятиях на каникулах минимален – отметка за четверть к этому моменту уже выставлена.

- В-третьих, система годовой оценки знаний ученика станет более прозрачной и объективной. Что мы имеем сейчас? К примеру, четвертные оценки ребенка 3, 4, 3, 4. Что поставит учитель? Что посчитает правильным – решение абсолютно субъективное. В триместровой системе за год ребенок получает только три отметки в трех триместрах – никакого субъективизма.

Хочется отметить, что обучение по триместрам в нашей гимназии вводилось не моим волевым решением. После подробного изучения этой системы и положительного решения в администрации гимназии в пользу триместров, мы выходили на родительские собрания и в каждой параллели выносили на обсуждения родительской общественности вопрос принятия- непринятия новой системы. С подробным обоснованием. Родители отметили, что желают, чтоб дети чаще отдыхали, желают, чтобы повысилась успеваемость и одобрили новую систему в качестве эксперимента. Это мнение разделил и управляющий совет гимназии. Только после этого мы подготовили все необходимые документы для обращения в управление образования. Несмотря на то, что сегодняшнее законодательство позволяет каждой школе самостоятельно устанавливать график обучения, согласование от ГУО мы должны получить. И оно у нас есть.

Совсем недавно мне звонила мама одного из младших школьников. Хочу сказать, что это был единственный звонок, и родительница не пожелала представиться, но все ее аргументы заканчивались отсутствием общения в каникулы с учениками других школ. Я ей пыталась объяснить, что уроки у ребенка заканчиваются в час дня и для посещения катка, кино и дней рождения друзей у ребенка есть время. Но, по-моему, мамочка была не настроена на конструктивный диалог.

Я еще раз повторяю, что не считаю, переход на триместровую систему нашей ошибкой, но все зависит от родителей. Это пробный вариант, эксперимент. Здесь нет никакой выгоды для меня и педагогов школы – мы пытаемся сделать лучше для детей. Весной мы будет подводить итоги, снова выходить в классы, проводить опросы среди родителей. Если все придут к мнению, что у триместровой систему нет очевидных плюсов, мы от нее просто откажемся. Вернемся к привычным четвертям. Но, на сегодняшний день в гимназию пришло семь ребят из других школ. Основная причина перевода, по словам родителей, - обучение по триместрам.