Главная Статьи Жизнь Должны смеяться дети
Должны смеяться дети Печать E-mail
Статьи - Жизнь
Автор: ИА "Верхнекамье"   
28.09.2005 18:08
«Пожалуйста, будьте моей мамой», – в глазах десятилетней Танечки горит надежда. «Я очень хочу быть вашим сыном», – обращается к воспитательнице семилетний Артемка. Такие слова в березниковском детском реабилитационном центре «Росток» можно услышать часто

«Пожалуйста, будьте моей мамой», – в глазах десятилетней Танечки горит надежда. «Я очень хочу быть вашим сыном», – обращается к воспитательнице семилетний Артемка. Такие слова в детском реабилитационном центре «Росток» можно услышать часто. «Им нужна хоть какая, но мама, – говорит Ирина Аржевитина, заведующая отделением социально-правовой защиты, - и неважно, что она пьет и ругается, главное, что она есть».

«Росток» появился в Березниках в сентябре 1998 года, семь лет назад, а через три месяца после своего рождения он приобрел официальный статус приюта. Сюда попадают несовершеннолетние детишки, чьи родители позабыли о своем родительском долге. Однако задача «Ростка» не просто давать кров и пищу обездоленным детям, главная цель — сделать так, чтоб ребенок смог вернуться в свой, родной дом. Чтобы уговорить маму бросить пить, и обратить внимание на свое чадо, специалисты центра (психологи, педагоги, медики) прилагают неимоверные усилия. К работе подключаются органы опеки, комиссия по делам несовершеннолетних и другие учреждения города. За последние годы «Росток» добился ощутимых результатов. 57 процентов детей возвращаются к мамам и папам, изменившим свой образ жизни в лучшую сторону. И все таки ситуация остается сложной. Главная причина – беспробудное пьянство родителей:

  – Когда «Росток» только открылся, мы думали, что через пять лет на улицах города не будет беспризорных детей, – вспоминает Ирина Александровна. – Но вот прошло уже семь лет, а их количество растет с каждым годом. Только за год через стационарное отделение проходит 250 беспризорных детей, а на дневном отделении – 500, при том, что центр рассчитан на 40 мест.

Чтобы помочь ребенку вернуться в нормальные условия жизни, вот уже пятый год в «Ростке» практикуют такую форму жизнеустройства, как семейная группа. Ребенка временно устраивают в семью, уже имеющую своих детей. Это не усыновление и не патронат: ребенок гостит в этой семье столько, сколько захочет, и может даже остаться в ней навсегда. Но это вовсе не обязательно. Как раз наоборот, семейные группы создаются для того, чтобы дети возвращались домой, в родную семью. В большинстве случаев это действует безотказно: мать и отец, понимая, что рискуют потерять ребенка, сразу берутся за ум. Но при этом «Росток» продолжает вести наблюдение за семьей.

 Другая форма работы – осуществление патронажа над асоциальными семьями. В течение года с ними работает педагог, психолог, медик, юрист. Затем собирается консилиум педагогов и узких специалистов, которые решают, оставить ли ребенка в семье, устроить его в детский дом или к приемным родителям.

– Бывает, семья настолько разрушена, что ребенку невозможно оставаться там, – рассказывает Ирина Александровна, – но при этом учитывается и мнение его самого, хочет он остаться с мамой и папой. Был у нас такой случай: мальчик воспитывался отцом-алкоголиком  (мама у него умерла). Парнишка умный, талантливый, учится хорошо. Он настолько любит папу, что не может бросить его, боится, что тот совсем сопьется.

Но этот случай единичный. В целом же, портрет воспитанника «Ростка», по словам Ирины Александровны, стремительно меняется в худшую сторону. Дети стали грубее, требовательнее, непредсказуемее, у них потребительское отношение к жизни.

– Раньше ребята с усердием занимались в секциях и кружках «Ростка», а теперь проявляют равнодушие ко всему, их трудно чем-либо заинтересовать, – констатирует печальный факт Ирина Александровна, – Поэтому с ними занимаются опытные квалифицированные педагоги. Далеко не каждый остается в «Ростке». Бывает, приходят молодые специалисты, проработают месяц-два и уходят, не выдержав моральной, психологической нагрузки. Здесь нужен огромный педагогический опыт и бесконечное терпение.

Чтобы помочь детям улицы адаптироваться к нормальным условиям жизни, педагоги «Ростка» разрабатывают творческие программы и проекты (это сверх основной работы).  «Азбука мира» — программа организации досуга подростков от 12 до 16 лет, «Росточек» – подготовка к школе детей, не посещающих детские сады, адаптация их в коллективе,  проект «Найдите друг друга» — семейные формы устройства несовершеннолетних.

Старания педагогов не пропадают даром. И настоящим подарком для них стал праздничный концерт, посвященный семилетию «Ростка».