Главная Статьи Бизнес Накатались?
Накатались? Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: ИА "Верхнекамье"   
21.09.2005 22:31
Рост цен на бензин повлек за собой увеличение затрат на ремонт и эксплуатацию автобусного парка во всех городах Верхнекамья. Как следствие этого, и частные перевозчики, и руководители муниципальных транспортных предприятий заговорили об увеличении стоимости проезда в городских автобусах

Рост цен на бензин повлек за собой увеличение затрат на ремонт и эксплуатацию автобусного парка во всех городах Верхнекамья. Как следствие этого, и частные перевозчики, и руководители муниципальных транспортных предприятий заговорили об увеличении стоимости проезда в городских автобусах. 

Частные перевозчики Соликамска, неоднократно обращавшиеся к городской администрации с предложением своевременно рассмотреть вопрос о повышении стоимости проезда  в городских автобусах, сегодня настроены очень решительно.

— Два месяца назад Ассо-циация добросовестных перевозчиков подала документы в городскую администрацию с просьбой увеличить стоимость проезда в городских автобусах, — говорит исполнительный директор Ассоциации добросовестных перевозчиков, руководитель фирмы «Городской экспресс» Сергей Мамаев. — Сегодня все частные перевозчики работают в убыток. По расчетам, представленным Ассоциацией, стоимость проезда в городских автобусах должна увеличиться с шести до десяти рублей. Исходя из прогнозов роста цен на автозаправках — в самое ближайшее время стоимость одного литра бензина может вырасти еще на 1,5-2 рубля — даже это повышение не сможет полностью погасить убытки частных перевозчиков. Ни о какой прибыли или развитии материальной базы транспортных предприятий нет и речи.

Обоснованием такого высокого тарифа стал неудержимый рост цен на бензин, повлекший за собой увеличение стоимости машинных масел, всех горюче-смазочных материалов и запчастей для автобусов. По нашим данным, в некоторых территориях Прикамья (Губаха, Чусовой) власти уже установили стоимость проезда в размере восьми рублей. Новая методика экономического обоснования автобусных тарифов принята Пермской городской Думой. В Соликамске же аргументы перевозчиков считают недостаточно обоснованными.

Как сообщили в администрации города, документы на повышение тарифа за проезд в городских автобусах действительно представлены Ассоциацией. Сейчас они находятся на правовой и экономической экспертизе. В администрации считают, что представленные документы полностью не отражают экономической ситуации в фирмах, занимающихся перевозками. Для экономического обоснования повышения тарифа необходимы дополнительные документы.

На сегодняшний день эти требования чиновников выполнены.  По словам главного бухгалтера Ассоциации Ольги Катаевой, все необходимые финансовые документы, подтверждающие правильность наших расчетов были отправлены в администрацию еще 7 сентября. Но до сих пор чиновники не назначили даже дату заседания тарифной комиссии.

Еще одно обстоятельство, препятствующее повышению стоимости проезда — Указ губернатора Пермской области, который предписывает пересматривать тарифы на проезд не чаще, чем один раз в год при увеличении затрат на услугу  не менее чем на 10%. Сегодняшнее положение с автобусными перевозками в городе в городской администрации считают стабильным. Но в Ассоциации добросовестных перевозчиков придерживаются другого мнения.

— В сложившейся ситуации, — говорит Сергей Мамаев, — мы будем вынуждены принять решение о снятии части автобусов с городских маршрутов либо укорачивать длинные убыточные маршруты. Мы прекрасно понимаем, что это повлечет за собой снижение качества обслуживания пассажиров, но сегодня другого выхода мы не видим.

Острая ситуация с пассажирскими перевозками складывается сегодня       не только в Соликамске.

Частные перевозчики в Перми грозят забастовкой, если им не позволят повысить стоимость проезда. В Березниках после последнего повышения цен на бензин автопредприятия работают за гранью рентабельности.

— Повышение цен на бензин вряд ли приведет к увеличению стоимости проезда в городском транспорте в Березниках, — комментирует ситуацию заместитель начальника отдела энергетики и транспорта управления городского хозяйства    Березников Олег Белкин. — Наличие муниципального транспорта в Березниках является сдерживающим фактором для роста цен. Пока проезд в муниципальном транспорте стоит пять рублей, частники не станут повышать цены. В Перми и в Соликамске такого фактора нет, поэтому частные перевозчики там диктуют условия властям.

— Ситуация с автобусными перевозками специфична для каждого города, — считает вице-президент некоммерческого партнерства «Объединение добросовестных перевозчиков Прикамья» Константин Лещев. — Все зависит от протяженности маршрутов, насыщенности движения. Но общие тенденции, несомненно, одинаковы для любой территории. Еще два года назад мы предлагали пермским властям разработать паспорта городских маршрутов и посчитать их эффективность. Уже тогда, по нашим расчетам, затраты на одну поездку в общественном транспорте областного центра доходили до 7,5 рублей. За два года цены на топливо выросли в 3,5 раза! Я уверен, что сегодняшняя средняя стоимость проезда в любом городе находится на уровне 7,5-8 рублей.

Сегодня, чтобы сохранить автотранспортные предприятия, чтобы сберечь в них хоть какой-то уровень рентабельности, чтобы не потерять перевозчика, который готов уйти с рынка, власти должны прислушаться к мнению перевозчиков. Беда же самих перевозчиков не только в том, что они не могут заставить власти прислушаться к их мнению (кстати, применительно к ситуации, сложившейся в Соликамске, отмечу, что Указ губернатора от 1996 года давно потерял свою юридическую силу), но и в том, что в их рядах нет единства. Ведь сообща можно доказывать свою правоту и защищать свои интересы перед властью любого уровня.

13 сентября Пермская городская Дума приняла новую     методику расчета стоимости проезда в городском транспорте, учитывающую кроме прочих и непрофильные расходы транспортников. По мнению заместителя председателя думской комиссии по городскому хозяйству Игоря Яковлева, стоимость проезда в общественном транспорте в Перми должна составлять 6,5-7 рублей. Рано или поздно придется и соликамским властям рассматривать этот вопрос. Вряд ли кто-то из горожан  захочет возвращаться к многочасовым стояниям на автобусных остановках в стужу и  мороз. Стоит ли это «удовольствие» восьми или даже десяти рублей?