Главная Статьи Бизнес Образование и бизнес: кто начнет диалог?
Образование и бизнес: кто начнет диалог? Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: ИА "Верхнекамье"   
24.04.2006 17:02
Существовавший до начала 90-х годов механизм государственного распределения выпускников гарантировал трудоустройство новоиспеченным кадрам и освобождал работодателей от «головной боли», связанной с поиском необходимых сотрудников. Вместе с рыночной экономикой в Россию пришла и практика свободного распределения, которая породила не только конкуренцию на рынке труда, но и необходимость создания новых форм взаимодействия между учебными заведениями и работодателями

Весна – время преддипломной студенческой практики. Еще немного — и государственная система образования на всех уровнях выпустит в свет очередную «порцию» молодых специалистов. Насколько оправдают себя средства, потраченные государством, предприятиями и заботливыми родителями на обучение молодого человека? Лакмусовой бумажкой в этом вопросе является дальнейшее трудоустройство выпускника по специальности. Существовавший до начала 90-х годов механизм государственного распределения выпускников гарантировал трудоустройство новоиспеченным кадрам и освобождал работодателей от «головной боли», связанной с поиском необходимых сотрудников: машина плановой экономики обеспечивала бесперебойный приток свежей рабочей силы. Вместе с рыночной экономикой в Россию пришла и практика свободного распределения, которая самым естественным образом породила не только конкуренцию на рынке труда, но и необходимость создания новых форм взаимодействия между учебными заведениями и работодателями.  

Рабочие руки нарасхват

Первыми тревогу забили работодатели: кадровый вопрос стал без преувеличения «проблемой номер один». Отсутствие квалифицированного персонала не просто тормозит развитие бизнеса, но и, в некоторых случаях, ставит под вопрос сам факт его существования.

Директор группы предприятий «БВМ» Владимир Баран:

— Рынок труда сегодня перекошен: местные учебные заведения не ориентируются на реальные потребности экономики региона и выпускают невостребованных специалистов. Квалифицированные работники были подготовлены еще в доперестроечный период, а молодые ребята не хотят начинать с малого и набираться опыта, прежде чем рассчитывать на высокие заработки. Другая проблема — не развит рынок услуг поставки кадров. Я согласен заплатить хорошие деньги фирме, которая  бы подыскала необходимого мне специалиста. Пока приходится полагаться только на себя и подбирать кадры, что называется, «по своим каналам» — по рекомендациям знакомых. Большинство предпринимателей сегодня сталкиваются с подобными трудностями. 

Индивидуальный предприниматель, занимающийся производством мясных и рыбных полуфабрикатов (Соликамск):

—  В данный момент на моем предприятии имеются вакансии, причем самого разного уровня. Но найти квалифицированного работника в пищевой промышленности сегодня трудно. Я обращался в Центр занятости населения, но опыт показал, что подавляющее большинство их «клиентов» приходят туда не за работой, а за пособием по безработице. Хорошие специалисты без дела не сидят и на учет в ЦЗН не встают. Был такой случай: ко мне в цех производства полуфабрикатов после конкурсного отбора из ЦЗН  устроилась девушка на неплохую зарплату — около семи тысяч рублей в месяц. Спустя всего два месяца она рассчиталась, сказала, что работать тяжело, лучше сидеть дома и получать пособие. А у молодых, которые приходят после учебы, другой недостаток — неумение «встроиться» в коллектив.

Начальник Управления по кадрам березниковского филиала ОАО «Корпорация ВСМПО – АВИСМА» Вячеслав Горбань:

 — Изменения в «кадровом вопросе» на предприятии произошли в 90-х годах, когда выпускники учебных заведений стали иметь свободное распределение. В настоящее время на «АВИСМА» востребованы  инженеры – металлурги, механики, наблюдается дефицит кадров по специальностям «Металлургия цветных металлов», «Электроснабжение промышленных предприятий». К сожалению, в Березниках не готовят специалистов по этим направлениям. Открытие филиала УГТУ или кафедры в БФ ПГТУ могли бы разрешить данную проблему. Для привлечения необходимых специалистов кадровая служба нашего предприятия проводит агитацию среди студентов, дает объявления в средства массовой информации, делает заявки в вузы. Кроме того, мы также получаем информацию из Центра занятости населения и в Интернете. Однако  приходится признать, что полученные сведения не обладают оперативностью, не всегда объективны. Новых источников информации о свободных «рабочих руках» нет.

Молодо – зелено?

По сведениям березниковского кадрового агентства «Персонал», средний возраст обращающихся по вопросу трудоустройства в Соликамске и Березниках — до тридцати лет. Тенденции на рынке труда достаточно стабильны в течение трех последних лет, при этом  спрос на  рабочую силу практически вдвое превышает предложение. Ощущается дефицит рабочих строительных специальностей. Востребованы работники сферы общепита (повар, пекарь), охранники. Всегда в цене специалисты в области информационных технологий. Но, по мнению директора «Персонала» Ольги Богачевой, проблема не в отсутствии кадров как таковых (их в достаточном количестве готовят местные учебные заведения), а в том, что работодатель желает получить именно высококвалифицированного работника. Сам по себе диплом, даже вузовский, этого не гарантирует — нужен стаж, разряд и т.д. В то же время, наблюдается «переизбыток» определенных профессий. К примеру, сегодня трудно найти работу бухгалтеру, юристу, педагогу, оператору ЭВМ, однако этих специалистов по-прежнему продолжают «штамповать».

Кузницы кадров

Что же предпринимают учебные заведения, чтобы помочь своим  выпускникам обрести достойную работу? «Наш Соликамск» провел опрос руководителей нескольких учебных заведений: в Соликамске — педагогического колледжа им. А.П. Раменского и педагогического института, в Березниках — БФ ПГТУ, лицея № 42 (торговля и сфера обслуживания), ПУ № 28 (строительные специальности). Все они демонстрируют редкое единодушие: уровень трудоустройства выпускников указанных учебных заведений — около 80 процентов. Количество студентов определяется исходя из государственного регионального заказа. В каждом учебном заведении ведется работа по исследованию эффективности его деятельности. Все студенты имеют возможность пройти производственную и преддипломную практики на предприятиях и в учреждениях потенциальных работодателей, которые в свою очередь участвуют в работе Государственных аттестационных комиссий. Вместе с тем, все участники опроса признают, что сегодня необходимы новые формы сотрудничества системы образования и бизнеса.

Ректор СГПИ Ирина Кошкина:

—Если бы в городе велась работа по мониторингу востребованных специалистов, хотя бы на пять лет вперед, нам было бы проще. Возможно, подобные исследования имеются, но информация осталась закрытой. А ведь это важно и для родителей старшеклассников, которые уже сейчас определяются с выбором учебного заведения для своих детей.

Директор БФ ПГТУ  Валентина Жуланова:

—  Сегодня повышаются требования к качеству подготовки специалистов, поэтому нужны более тесные взаимосвязи вуза с потенциальными работодателями: использование материально–технической базы предприятий для обучения студентов, инвестиции в укрепление и модернизацию лабораторного оборудования филиала. Нужно знать требования предприятий к специалистам.

Директор профессионального училища № 28 Людмила Молдакишева:

— Для оптимизации процесса подготовки востребованных профессионалов необходим постоянный мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации. Представляется целесообразной совместная работа учебного заведения и работодателя по подготовке и переподготовке кадров.

Подводя черту

Поиски универсального рецепта решения «кадровой» проблемы успехом не увенчались. Зато вырисовалась вполне определенная проблема, на которую указали все участники опроса: недостаток информации, отсутствие каналов взаимодействия. Каждая сторона заявила и о необходимости более тесного сотрудничества и… все. Дальше дело пока не движется. Наверное, несмотря на глобальные экономические перемены, в общей массе все по-прежнему ждут указаний «сверху». Что ж, ждать осталось недолго: в двадцатых числах марта представители Министерства образования и науки РФ, депутаты Госдумы и предприниматели обсудили концепцию проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования». После принятия этого закона представители бизнеса, то есть потенциальные работодатели, смогут контролировать работу учебных заведений, участвовать в разработке федеральных законов об образовании, а также пользоваться налоговыми льготами. Госдума намерена обсудить законопроект в весеннюю сессию, в течение 2006 года он должен быть принят. Минобразования уже подготовило проект закона об участии работодателей в формировании требований к уровню подготовки специалистов. Однако, как ни странно, эту идею не торопится поддерживать само бизнес-сообщество. По словам первого заместителя председателя правления ОАО «Российские коммунальные системы» Николая Брусникина, в министерстве не до конца понимают, что у каждой компании существуют свои стандарты уровня подготовки сотрудников, и не все готовы их раскрывать, ведь работа идет в конкурентной среде. 

Справка

Что показывает статистика

В июне 2005 года Санкт–Петербургский Центр стратегических разработок «Северо–Запад» в рамках исследования перспектив образовательных услуг провел анкетирование 290 предприятий, занятых в производстве, торговле и в сфере услуг. Некоторые выводы этого исследования представляются весьма любопытными. К примеру, только 54 процента опрошенных компаний при приеме на работу отдают предпочтение кандидату с образованием по требуемой специальности. Остальные ориентируются на опыт работы соискателя. Больше всего наличие диплома по специальности волнует компании, занятые в производстве (83 процента), торговле (66 процентов) и совсем не интересует сферу услуг  (0 процентов). Лишь 4,5 процента респондентов тесно сотрудничают с вузами, частично оплачивая обучение будущих специалистов с возможностью их дальнейшего трудоустройства (производственные предприятия). Сотрудничать с вузами большинство компаний сферы услуг и торговли не стремятся. Около половины опрошенных компаний участвуют в ярмарках вакансий, проводимых вузами, и предоставляют места для прохождения производственной практики (производство — 43 процента, услуги — 66 процентов, торговля — 50 процентов). Наиболее важным критерием в оценке качества образования работодателями является, как ни странно, скорость адаптации сотрудника в новом коллективе (35 процентов респондентов), лишь 20 процентов опрошенных судят о качестве образования, полученного сотрудником, по результатам работы и успешности выполнения поставленных задач. Наиболее часто упоминаемыми недостатками молодых специалистов руководители и кадровики называют: отсутствие практических навыков; необоснованную амбициозность (в том числе завышенные требования к зарплате); ожидание быстрого карьерного роста; независимость; недостаточную дисциплину; неумение планировать рабочее время; устаревшие теоретические знания; неумение применить на практике полученные знания; отсутствие навыков ведения деловой беседы.