Главная Статьи Бизнес Регулируемое продовольствие
Регулируемое продовольствие Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Руслан Валеев   
26.07.2010 13:18

Со вступлением в силу нового закона о торговле государство получило возможность регулировать рост цен на социально значимые продукты питания. Сам закон был принят еще в феврале. К концу июня в правительстве определились и со списком этих товаров.

Итогом нескольких месяцев дискуссий и согласований стал перечень из 24 продуктов, которые входят в минимальную продовольственную корзину и содержат все необходимые для человека «минеральные вещества и витамины». Государство возьмет под контроль цены на эти товары, а в случае их резкого роста — сможет заморозить цену.

— Крупные торговые сети ежемесячно сдают отчетность в ФАС. Если в течение 30 дней цена на социально значимые продукты вырастет более чем на 30%, правительство РФ вправе будет установить ценовой «потолок» сроком на 90 дней, — поясняет заместитель начальника УФАС по Пермскому краю Марина Кудрявцева.

— Эффекты для бизнеса предсказать несложно, — комментирует государственную инициативу экс-министр финансов РФ Александр Лившиц. — Первый — повышай цены на 25 % и тебе за это ничего не будет. Фактически разрешено. Второй — если, скажем, пирожок с повидлом входит в «список 24-х», а пирожок с грибами — нет, любые ограничения по части первого надо компенсировать дороговизной второго.

Другие специалисты высказывают опасения по поводу того, что «заморозка» цен может сначала привести к дефициту, поскольку магазины не станут закупать невыгодный для них товар, а в дальнейшем, когда ограничения будут сняты, — к еще более ощутимому скачку цен. При этом «социальные» продукты могут переехать с магазинных полок на рынки, где правительство не может диктовать их стоимость.

Кроме того, власти имеют право регулировать цены только на отечественные продукты, в то время как импорт составляет почти половину нашего рациона. При таком раскладе отечественному производителю будет куда сложнее конкурировать с зарубежными коллегами.

Четыре позиции из «поднадзорного» списка  удостоились особого внимания — это куры, пастеризованное молоко 2,5-3,2% жирности, ржаной и ржано-пшеничный простой хлеб, а также хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки со сроком годности не более десяти дней. Приобретая их у поставщиков, ритейлерам запрещается взимать так называемое «вознаграждение за объем», то есть бонус за массовые продажи. Однако реальных инструментов борьбы с бонусами, по мнению участников рынка, государство не имеет.

Неясной пока остается и ситуация со штрафами за незаконные бонусы, которыми сети облагают поставщиков, а также за сокрытие информации о правилах выбора контрагентов. ФАС предлагает ввести фиксированную сумму санкций — от 700 тыс. до 1 млн рублей. Однако депутаты Госдумы выдвинули альтернативное предложение. Они считают, что штраф за однократное нарушение не должен превышать 500 тыс. рублей, а  при повторных нарушениях предлагают взимать процент от 0,3 до 3% с оборота.

Генеральный директор ООО «Горпищекомбинат «Русские сладости» Александр Падерин (г. Березники):

— Торговые сети не откажутся от дополнительной прибыли, а производителю нужен стабильный сбыт. У нас до 60% продукции продается через сети, поэтому отказаться от такого сотрудничества мы не можем. Так что бонусы никуда не денутся, разве что их как-либо закамуфлируют.

Собственник сети магазинов «Катюша» Олег Александров (г. Соликамск):

— Даже если формально отменят все дополнительные вознаграждения, не факт, что сети от них откажутся. Производители встанут перед выбором: либо платить бонусы неофициально и под другими формулировками, либо сбывать товар через маленькие магазины, теряя объемы. Если правительство ограничит цены на отдельные продукты, сети увеличат накрутку на остальной ассортимент.

Заместитель директора ООО ПКФ «Эфа» Галина Лыскова      (г. Березники):

— Я думаю, производители будут осторожней со своей ценовой политикой, зная,  что их товар, в итоге  может оказаться невыгодным для сетей. Суетиться должны именно они. Мы же зависим от цен поставщиков, которые тоже имеют свою накрутку. Бонусы взиматься, скорее всего, не будут, ведь тогда их придется зашивать в цену товара, а это по новому закону чревато. Так что эти меры будут иметь только положительный эффект

Руководитель «Группы магазинов ОВС» Надежда Овчинникова (г. Соликамск):

— Есть определенные издержки, которые мы не можем снизить — это зарплата, налоги, расходы на содержание зданий и транспортные расходы. Если цены на отдельные товары сделают невыгодными, подорожают остальные продукты. Но я все-таки надеюсь, что ограничения коснутся в первую очередь региональных и федеральных игроков — в крупных городах цены на продукты гораздо выше.

Собственник торговой сети «Ярмарка» Вячеслав Горшков  (г. Березники):

— Торговые сети не станут работать себе в убыток. Если каким-то товаром будет торговать невыгодно, от него придется отказаться. То же самое и с бонусами — если они действительно были очень выгодны для сети, тогда можно договориться с производителем и заложить их в закупочную цену. Но я не думаю, что все будет столь критично. Во-первых, вознаграждений за объем с молока, хлеба и других ходовых товаров почти никогда не берут, потому что на эти товары всегда делалась минимальная накрутка. Во-вторых, производители того же хлеба имеют в ассортименте грубо говоря по 200 позиций, государство не сможет учесть их все.

Список социально значимых продовольственных товаров

баранина (кроме бескостного мяса), вермишель, говядина,
капуста белокочанная свежая, картофель, крупа гречневая ядрица
лук репчатый, масло сливочное, масло подсолнечное, *молоко цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности и напиток молочный, морковь, мука пшеничная,  пшено, рис шлифованный, рыба мороженая неразделанная, сахар-песок, свинина, соль, *тушки кур и цыплят 1-го и 2-го сортов (кроме куриных окорочков), *хлеб ржаной и ржано-пшеничный, *хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, чай черный байховый, яблоки, яйца курины

*позиции, по которым ритейлеры не вправе требовать выплаты бонусов.

Метки: Бизнес | Власть | Закон | Спрос | Торговля | Цены