Главная Статьи Бизнес Как правильно выбрать «обувку» грузовику?
Как правильно выбрать «обувку» грузовику? Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
08.11.2011 16:37

Как определить, отечественный или импортный грузовик оставил след на дороге? Довольно просто: если отпечатавшийся рисунок протектора — череда одинаковых ромбовидных «шашек», сомнений нет — проехал «наш». Если «узор» довольно сложен и замысловат, значит, проехал «иностранец».

Потому что, несмотря на большое предложение импортных шин для средних и тяжелых грузовиков, отечественный перевозчик ставит привычную «резину» с универсальным, пригодным «на все случаи жизни» рисунком протектора.

А зря: применение шин в соответствии с конкретными условиями их эксплуатации сделает перевозки более быстрыми, безопасными и рентабельными.

Традиционная отечественная грузовая шина, рисунок которой состоит из множества ромбов, дешева и универсальна. Она годится для эксплуатации в любое время года, на любой дороге и при любой продолжительности перевозок. Но у этой медали есть обратная сторона. На самом деле универсальный протектор утяжеляет шину, повышает шумность и износ, не оптимально показывает себя в условиях зимы, ухудшает управляемость. Согласитесь, эти показатели влияют и на безопасность и на рентабельность перевозок. А ведь мы заинтересованы в улучшении показателей? Тогда нужно знать, когда какие шины целесообразно и выгодно применять, и на что ориентироваться при их выборе.

Александр Швецов, ООО «Комплексное снабжение предприятий» («Массив Шина») г. Березники:

— Выбирая шины для своего транспорта, перевозчики учитывают три фактора (помимо сезонности).

Первый — фактор дороги. Нужно обязательно учитывать, на каких дорогах будет эксплуатироваться автомобиль: на городских улицах, скоростных шоссе или на бездорожье, где шины должны обеспечивать высокую проходимость?

При выборе стоит обратить внимание на рисунок протектора шин не только из-за смены времен года. В зависимости от дорожных условий, рисунок протектора может быть дорожным, повышенной проходимости или универсальным (одинаково пригодным для использования на асфальтированных, гравийных и грунтовых дорогах).

Шины с дорожным рисунком протектора, как понятно из их названия, предназначены преимущественно для использования на дорогах общего пользования, то есть асфальтированных. Только на таком покрытии они могут обеспечить автомобилю должные характеристики устойчивости, управляемости и экономичности.

Шины с универсальным рисунком протектора предназначены для грузовых автомобилей, используемых на дорогах как с асфальтовым покрытием, так и без такового. Однако применяют их лишь тогда, когда к шине предъявляется важное требование — надежное сцепление с дорогой, так как только по этому параметру эти шины превосходят более экономичные, скоростные, грузоподъемные и долговечные модели с дорожным рисунком протектора. Такие шины покупают для самосвалов и различной строительной техники.

Главная особенность шин с рисунком протектора повышенной проходимости — развитые грунтозацепы, образованные глубокими и широкими канавками. Они обладают значительной боковой площадью, продавливают грунт и позволяют колесу эффективно отталкиваться от его поверхностного слоя, чем и обеспечивают автомобилю уверенное движение по грязи, песку и даже глубокому снегу.

Другой фактор — тип перевозок, в которых предстоит задействовать автомобиль. Перевозки могут быть городские, междугородные, региональные или перевозки по бездорожью.

Для перевозки грузов на дальние расстояния созданы специальные шины, которые отвечают особенностям, характерным для данного типа перевозок: постоянная скорость,   нагрузка, редкие торможения, качественное дорожное покрытие, механизированная уборка дорог в любое время года. Получается, шины работают в щадящих условиях, поэтому их основная цель — снижение сопротивления качению для уменьшения расхода топлива. Немало внимания уделяется и управляемости на высоких скоростях. Поэтому неудивительно, что у протекторов таких шин минимум поверхности занято всевозможными канавками. Подобный подход, помимо уменьшения сопротивления качению шины, ведет к увеличению ее износостойкости.

Когда грузы транспортируются на средние и малые расстояния (региональные перевозки), условия для работы шин сложнее. Ведь автомобили совершают рейсы и по качественным автомагистралям, и по дорогам, где покрытие может быть не очень хорошим, очистка проводится нерегулярно, а эффективный водоотвод не предусмотрен. К тому же, заезжая в города, машинам приходится двигаться в пробках с частыми торможениями. Еще на пути возникает много поворотов и есть необходимость резкого маневра. У таких шин более часто располагают поперечные канавки (для лучшего сцепления на плохо очищенной дороге), а продольные углубляют (или увеличивают их число), чтобы в ущерб долговечности улучшить надежность торможения и управляемости.

Городские перевозки по условиям эксплуатации шин близки к региональным. Но и тут есть свои особенности — частое трогание и торможение автомобиля чередуются с динамичным движением, что приводит к нагреву и истиранию шин. Машине приходится интенсивно маневрировать, тормозить во время движения в повороте. Зато городские улицы круглогодично убираются.

В самых сложных условиях находятся шины для автомобилей, занятых в строительных и им подобных перевозках. Ведь они должны не только обеспечивать уверенное движение самосвала или крана по размытому песку, глине или гравию на стройплощадке, но и   позволять этим машинам динамично и безопасно двигаться на асфальтированных дорогах. Поэтому для таких машин используют шины с универсальным рисунком протектора.

Перевозки по бездорожью осуществляются исключительно на шинах с рисунком протектора повышенной проходимости. Иначе нельзя гарантировать проходимость автомобиля на грунтовых дорогах и на бездорожье.

Третий фактор — фактор оси. На выбор шин должно влиять, на какие позиции они будут установлены: на колеса ведущей или не ведущей оси, на колеса управляемой, поддерживающей оси, на колеса базы или прицепа.

Современные шины, предназначенные для коммерческих автомобилей и автобусов, в зависимости от позиции установки делятся на три группы: шины для ведущей оси, шины для управляемой оси и шины для оси прицепа (полуприцепа).

От колес передней оси зависит направление движения автомобиля. Надо учитывать и то, что масса грузовика при торможении перераспределяется между осями, и нагрузка на передние колеса возрастает. Получается, на шинах передней оси лежит основная ответственность за управляемость и тормозные свойства. Им особенно важно обеспечить надежное сцепление с дорогой во время поворотов, торможения и максимально снизить риск возникновения эффекта аквапланирования во время движения. Отсюда — широкие и глубокие продольные канавки, вбирающие воду из пятна контакта. Поперечные канавки у таких шин, наоборот, стараются делать как можно меньше. Причина та же — резкое увеличение нагрузки при интенсивном торможении на колеса передней оси, в результате чего поперечные канавки могут стать местом разрыва шины. Исключение составляют лишь модели шин с зимним рисунком протектора или с протектором повышенной проходимости. У первых крупные продольные канавки нужны для эффективного «вгрызания» в ледяной покров, у вторых — для сцепления на недостаточно твердом грунте.

Задача колес задней ведущей оси — приводить автомобиль в движение, то есть уверенно его толкать. Для этого необходимо обеспечить шинам максимальное сцепление с поверхностью дороги в любом ее состоянии. Если под колесами вместо асфальта окажется грязь, без грунтозацепов это будет сделать довольно затруднительно. Поэтому протектор шин ведущих колес всегда имеет широкие поперечные канавки, размер которых тем больше, чем сложнее дорожные условия, в которых предстоит работать автомобилю.

Существуют также шины для задней поддерживающей или управляемой оси грузовиков с тремя и более осями. На такие позиции ставят те же шины, что и на колеса передней оси.

Четвертый фактор — слойность шин. Чем больше нагрузка на шины, тем они должны быть прочнее. Вот эта самая прочность напрямую зависит от слойности резины. Чем выше коэффициент слойности, тем дольше прослужит шина.

Пренебрежение разумным выбором шин может сказаться на «кармане» его владельца, особенно когда речь идет о парке из нескольких автомобилей. Если шины для всех автомобилей подобраны с учетом всех возможных факторов, то расход топлива пусть немного, но уменьшится, а пробег до их смены возрастет хотя бы на несколько процентов. Уменьшится и вероятность попасть в аварию.