Главная Статьи Бизнес Особенности страхования спецтехники
Особенности страхования спецтехники Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Ксения Дутлова   
02.12.2011 15:22

Автострахование способно защитить от прихотей случая и гарантировать, что в тяжелейшей ситуации вам будет оказана серьезная материальная компенсация, и не придется тратить немалые суммы, чтобы устранить последствия негативных обстоятельств.

На сегодняшний день застраховать можно практически все, тем более что потребность в страховании с каждым годом возрастает. Однако, что касается спецтехники и коммерческого транспорта, то здесь возникает ряд вопросов при оформлении страховки.

Даже самые опытные водители могут стать участниками ДТП, а платная стоянка или гараж не всегда спасают автомобиль от угона. У угонщиков коммерческий транспорт пользуется особой популярностью из-за своей стоимости. Спецтехника исчезает со строительных площадок с завидным постоянством, и сбыть ее угонщикам очень легко, но риск нанесения ей ущерба в разы ниже. Отсюда и относительно низкая стоимость страхового полиса.

По мнению компетентных специалистов, страхование спецтехники имеет множество подводных камней. Например, сложность в определении действительной стоимости техники, особенно бывшей в употреблении. Одна из важнейших проблем — необходимость четкого определения страхового покрытия и рисков. Так, в правилах страхования транспортных средств главный риск — это, конечно, ДТП, но оно определяется как происшествие на дороге, а спецтехника, главным образом, используется вне проезжей части. В таком случае страховые компании предлагают клиенту две страховки. Это КАСКО и ТЮЛ (техника юридических лиц) с расширенным страховым покрытием, которое действует как на стройплощадках, так и на дорогах общего пользования. Стоит обратить внимание, что страхование гражданской ответственности владельца позволяет компенсировать и убытки пострадавших от крушения на стройке техники. Но защита по рискам «Гражданская ответственность» и «Страхование от несчастного случая» предлагается чаще всего отдельно, в качестве дополнительной опции.

В любом случае, страхование коммерческого транспорта, спецтехники не является поточным продуктом. Условия страховки оговариваются с клиентом индивидуально в каждом конкретном случае.

Для самоходных транспортных средств, состоящих на учете в ГИБДД, и прицепов применим стандартный полис КАСКО, который в полтора-два раза дешевле, чем на аналогичный по цене автомобиль.

Оксана Зайцева, директор представительства в г. Соликамск ООО СФ «Адонис»:

— Неподвижная, стационарная спецтехника, как правило, страхуется в качестве имущества — от огня и других опасностей.

Особо сложным у страховщиков считается страхование техники, используемой только на стройплощадках, лесных делянках и т.п. Ее недостаточно застраховать лишь по ОСАГО, ведь риски при ДТП на стройках при этом виде страховки не покрываются. Часто лизинговые компании сталкиваются с требованиями банков страховать спецтехнику, но не учитывают риски при ее перевозке. В подобных случаях мы предлагаем контракты, позволяющие покрывать риски на строительных площадках и при перевозке спецтехники как груза.

Чаще всего спецтехника и коммерческий транспорт страхуется с франшизой — в договор страхования вносятся пункты, освобождающие страховщика от обязательств возмещать убытки, не превышающие определенную величину. Франшиза применяется, для тех случаев, когда убытки страхователя относительно невелики. Однако она выгодна и для клиента, поскольку позволяет существенно снизить тариф и не отвлекать технику от работы при незначительных «эстетических» повреждениях.

Тарифы для спецтранспорта определяются по виду транспортного средства, данных о марке (производителе) и модели. И колеблются в пределах от 2% до 8% от страховой суммы по полному КАСКО, и от 1,5% до 6,5% — по риску «ущерб». На размер страхового тарифа влияют риски, включенные в договор, срок страхования, условия обеспечения безопасности и сохранности страхуемого имущества, меры противопожарной безопасности, условия страхования (использование рассрочки платежа страховой премии и т.п.).

КАСКО — страхование автомобилей или других средств транспорта (судов, самолетов, вагонов) от ущерба, хищения или угона. Не включает в себя страхование перевозимого имущества, ответственности перед третьими лицами и т. д.

Скидки и надбавки к тарифу зависят от условий страхования, наличия противоугонных систем, особенно для дорогих и популярных среди угонщиков транспортных средств, а также от территории, целей и особенно интенсивности использования страхуемой спецтехники. Самые высокие тарифы — на такси и прокатные автомобили.

На стоимость полиса влияет число лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Чаще всего при страховании автомобиля по КАСКО (без доплаты) к управлению допускается от двух до пяти человек, в зависимости от страховой компании. Если же страхователь — юридическое лицо, число водителей не ограничивается, достаточно иметь путевой лист.

Интересные нюансы возникают при страховании пассажирского транспорта. Считается, что у таких автомобилей велик и риск попасть в ДТП. Именно поэтому страховщики связываются с маршрутными такси весьма неохотно или выставляют клиенту максимальный тариф. Кроме того, они могут потребовать застраховать от несчастного случая пассажирские места в салоне. В программу КАСКО можно включить страхование каждого места в салоне на определенную сумму — до 300 тыс. рублей. Получается, что для легкового автомобиля на 5 мест максимальная страховая сумма составит 1,5 млн рублей, а для маршрутного — 4,5 млн рублей.

Елена Чалова, начальник страхового отдела в г. Соликамск филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае:

— Перевозка груза всегда связана с рисками: ДТП, хищения всегда влекут за собой расходы. Поэтому клиентам, которые страхуют коммерческий транспорт, мы предлагаем купить полис КАСКО. В отличие от полиса ОСАГО, по которому застрахована гражданская ответственность, полис каско КАСКО защищает имущество страхователя, а именно автомобиль.

Есть два основных варианта: «ущерб» (частичное КАСКО) — повреждение или гибель транспортного средства   или его отдельных деталей, в том числе дополнительного оборудования, в результате ДТП, пожара, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, выброса гравия и камней из-под колес автомобилей. И «ущерб + хищение» (полное КАСКО) Для каждого клиента формируется оптимальная страховая программа по доступной цене. К тому же действуют скидки: в зависимости от марки/модели, возраста и стажа, от количества застрахованных транспортных средств, безаварийной езды, отсутствия убытков по ОСАГО и т.д.

Кроме того, мы возмещаем убытки — платим по договору КАСКО, даже если упавшие с крыши кирпич или сосулька повредили ваш автомобиль, на машину упало стоящее рядом дерево, сильный град помял капот и крышу; на стоянке автомобиль был поцарапан другим автомобилем, машину разрисовали уличные хулиганы.

Кроме всего прочего, владельцы спецтехники не советуют отказываться от страховки угона. Составляющая угона в КАСКО весьма незначительная, а неугоняемых машин не бывает. Еще один нюанс, на который следует обратить внимание, — чтобы из вашего страхового полиса не был исключен страховой случай «Разбой». Угонщики практикуют разные способы: иногда владельца просто вытряхивают из машины, блокировав машину на светофоре. Или крадут ключи. У подавляющего большинства страховых компаний такие случаи не являются страховыми. И эти моменты нужно проговорить со страховщиками сразу.