Главная Статьи Бизнес Грузоперевозки как бизнес
Грузоперевозки как бизнес Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Наталья Литке   
02.12.2011 15:28

На фоне оживления экономики вырос спрос на услуги грузоперевозчиков, при этом конкуренцию на этом рынке нельзя назвать острой: кризис разорил многие небольшие транспортные фирмы. То есть, у новичка, который решит заняться бизнесом сегодня, есть все шансы занять место под солнцем.

Для этого нужно всего-ничего: обзавестись транспортом и обеспечить стабильный поток заказов.

Последние пять лет для рынка грузоперевозок сложно назвать спокойными. Бурный рост в середине нулевых сменился резким падением в кризис. Отрасль, обслуживающая всю экономику, приняла на себя трудности своих клиентов — строителей, металлургов, торговли — всех, кого принято называть в числе пострадавших. Автотранспортников в печальном списке нет. Скорее всего потому, что основная масса игроков этого рынка — тот самый малый бизнес, легион безымянных героев, которых даже сосчитать не представляется возможным. Косвенные показатели (динамика товарооборота внутри страны, темпы строительства, объемы потребления нефтепродуктов) говорят о том, что объемы грузоперевозок по сравнению с докризисным периодом сократились на 35-50%.

Однако сегодня картина изменилась. Экономика на подъеме, товарооборот в 2010 году вырос на 4,4% по сравнению с годом предыдущим, а за 9 месяцев 2011 года прибавил еще 6%. При этом многие предприятия, до кризиса содержавшие собственные автотранспортные службы, сегодня активно избавляются от непрофильных активов и передают перевозки внешним операторам. По данным аналитического портала «Логистика. Маркетинг. Аналитика», спрос на аутсорсинг логистических услуг растет на 20-30% в год. К тому же сократилось количество агентов-посредников, которые мешали перевозчику получать прямые напрямую от заказчика и забирали себе часть прибыли. Наконец, почти 50% рынка грузоперевозок в небольших городах (вроде Соликамска и Березников) занимают нелегалы — люди, работающие неофициально, по знакомству, без оформления. В то же время многие заказчики, наученные горьким опытом, стараются заключать договоры не с «водилой-шофером», стремящимся лишь заработать себе на хлеб, а с компанией, на худой конец, — с индивидуальным предпринимателем.

В общем, для тех, кто планирует открывать бизнес в сфере грузоперевозок, ситуация складывается весьма благоприятно. Главное — не упустить момент.

Рассчитаем рентабельность

Но даже самая благоприятная конъюнктура окажется упущенной, если у предпринимателя не хватит денег для достижения хотя бы точки безубыточности. Какой капитал нужен для грузоперевозок?

Самый удачный вариант для начала малого бизнеса — трехлетняя бортовая «ГАЗель» стоимостью около 300–350 тыс. рублей. До кризиса за нее просили 500–550 тыс. рублей. Разница есть.

Предположим, что, работая по 8 часов, такая машина способна принести 2000 рублей в день, или 60 тыс. рублей в месяц (час работы — 250-300 рублей). Теперь расходы. Зарплата водителю (15-18 тыс. рублей), бензин (10–12 тыс. рублей). Страховка в 5 тыс. рублей (если машина покупается в кредит, банк потребует купить полис КАСКО). Налог (ЕНВД) плюс отчисления в Пенсионный фонд и ФСС за себя и за водителя — 3357 рублей. Итого: 33,4–38,3 тыс. рублей. К этому надо добавить амортизацию хотя бы в 4 тыс. рублей, потому что техника (особенно не новая) имеет обыкновение ломаться. Расходы: 37,4–42,3 тыс. рублей. Отсюда прибыль порядка 18-20 тыс. рублей. Вычтем отсюда платеж по кредиту. При стоимости машины в 350 тыс. руб. он составит по ставкам 14–16% годовых равными долями 12–13 тыс. рублей в месяц. Получаем чистую прибыль в 6-7 тыс. рублей в месяц с одной машины.

Негусто... К тому же кто-то должен выполнять функции бухгалтера и логиста — искать заказы. И если бухгалтера можно взять на аутсорсинг, отдавая раз в квартал небольшие деньги за составление отчетов, то логист нужен свой собственный. Впрочем, владелец бизнеса и сам может быть водителем или логистом. Таким образом, для безубыточности малого бизнеса по грузоперевозкам в Пермском крае достаточно будет двух «ГАЗелей». А самовоспроизводящимся механизмом автотранспортный бизнес становится после покупки восьми автомобилей. На рынке говорят: «восемь машин покупают девятую». Но это в будущем, для начала нужно обзавестись хотя бы двумя.

Огромный плюс для индивидуального предпринимателя, решившего заняться грузоперевозками, — то, что осуществлять их он имеет право сразу после регистрации ИП, так как малотоннажные грузоперевозки (до 3,5 тонн) относятся к обычным видам деятельности и не требуют каких-либо разрешений и дополнительных согласований.

Работу в сфере грузоперевозок можно отнести к налогу ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Это позволяет существенно экономить на налоговых отчислениях. Чтобы не столкнуться с ситуацией, когда ваш вид деятельности внешне похожий на грузоперевозки и, на первый взгляд, подходящий к режиму ЕНВД, случайно не оказался схожим видом деятельности, но подпадающим под иную систему налогообложения, советуем детально разобраться в вопросах применения ЕНВД при деятельности по перевозке грузов.

Расчет налога по грузоперевозкам при ЕНВД осуществляется от физического показателя — количества машин, задействованных в хозяйственной деятельности предпринимателя, осуществляющего перевозку грузов. Налоговым кодексом предусмотрено лишь одно ограничение, при котором перевозка грузов будет находиться на иной системе налогообложения — свыше 50 машин в парке.

Рассчитывается налог по формуле 15% (размер налога) х 6000 х N (где N количество машин) х k1 х k2. Из налога вычитаются пенсионные отчисления, произведенные в отчетном периоде. Таким образом, сумма налога пропорциональна машинам, задействованным в перевозке грузов. В Соликамске, где для малотоннажных грузоперевозок коэффициент k2 равен 0,9, минимальный налог в квартал для одной машины в 2011 году составляет 3334 рубля и может быть снижен до 1987 рублей при своевременной оплате пенсионных взносов (1347 рублей).

Уплата налога осуществляется ежеквартально, т.е. 4 раза в год. Таким образом, налоговая нагрузка при ведении деятельности грузоперевозок в 2011 году составляет 7 948 рублей в год за одну машину.   Сумма не настолько существенная, чтобы, экономя на налогах, упускать прибыль от сотрудничества с серьезными заказчиками.

Где взять деньги

На старте молодому автотранспортному предприятию потребуется 700-900 тыс. рублей на покупку машин, первоначальные расходы и оборотку. Где их взять? В последнее время начинающему бизнесу стало активнее помогать государство. Есть шанс получить помощь от министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края. Чтобы выяснить под какую программу субсидирования можно попасть, начинающим бизнесменам предлагается пройти тестирование по ссылке: http://g2b.perm.ru/saga/file/100764/Блок-схема+субсидии800.gif. В самых тяжелых случаях можно рассчитывать только на субсидию от ЦЗН.

— Большинство территорий уже освоили средства, выделенные на субсидирование малого бизнеса, — комментирует руководитель отдела проектной деятельности ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» Мария Ситникова, — поэтому необходимо консультироваться в местных отделах центров занятости населения.

— В Соликамске средства для выделения субсидий есть, — говорит ведущий инспектор соликамского центра занятости населения Любовь Морошкина. — Чтобы получить субсидию на открытие своего дела в рамках региональной программы по занятости   необходимо состоять у нас в центре на учете. Безработные могут не только получить субсидию на открытие собственного дела в размере 58,8 тыс. рублей, но и расширить бизнес, трудоустраивая других безработных граждан. За каждого трудоустроенного в этом случае государство предоставляет такую же субсидию.

Таким образом, в результате положительного решения по бизнес-проекту грузоперевозок и с учетом трудоустройства водителя, начинающий перевозчик может получить субсидию 117,6 тыс. рублей. Где взять недостающее?

Есть три пути. Первый — попросить Пермский центр развития предпринимательства выступить поручителем перед банками. Для этого необходимо заполнить заявку на кредит и направить ее на адрес электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . ОАО «Пермский гарантийный фонд» отправит вашу заявку по банкам (18 банков, 2 лизинговые компании) и предоставит поручительство, если других поручителей у соискателя нет.

СПРАВКА

Список документов для получения поручительства по кредиту можно скачать здесь: http://pcrp.ru/money/guarantee-on-loans/documents/.

В случае положительного решения можно рассчитывать на получение не менее 1 млн рублей.   Минимальный срок кредита — 12 месяцев, максимальный срок действия поручительства — 3 года. Максимальный размер поручительства — до 50% обязательств по кредиту.

Но у этого пути есть некоторые ограничения:

• Заемщик должен быть предпринимателем или субъектом малого или среднего предпринимательства.

• Он ведет предпринимательскую деятельность на территории Пермского края не менее 3 месяцев.

• Бизнес не находится в стадии реорганизации или ликвидации.

• За время своего существования предприятие не находилось в стадии банкротства.

• Заемщик имеет положительную кредитную историю и может предоставить собственное обеспечение в размере не менее 30% от суммы кредита.

Второй способ обрести стартовый капитал — самый простой и в то же время самый рискованный. Банковский кредит. Подходит не каждому. Без кредитной истории и ликвидного залога коммерческий банк не даст ничего даже под заоблачные проценты. Кроме того, кредит для предпринимателя «с нуля» местные банки практически не выдают, потому что риск потерь по кредитованию начинающего бизнеса приближается к 100%. Надеяться на финансирование могут лишь предприятия, успешно проработавшие на рынке от 3 до 6 месяцев.

Как вариант, можно оформить кредит под залог недвижимости. Сумма кредита составит не более 70-75% от стоимости жилья. Однако, если заемщик не может погасить кредит, банк забирает предмет залога в счет погашения долга. То есть при самом неблагоприятном исходе неудавшийся бизнесмен остается еще и без крыши над головой.

Потребительский кредит оформить проще и безопаснее, но большой суммы таким образом не получить.

Купить технику для открытия своего бизнеса можно в лизинг. Совладельцем автомобиля в этом случае является лизинговая компания — до тех пор, пока предприниматель его не выкупит. Однако первоначальные вложения понадобятся и здесь — авансовый платеж составляет от 5% до 30% стоимости покупки.

И, наконец, третий путь — может быть, вам повезет, и вы сможете заинтересовать своим проектом «бизнес-ангелов» — индивидуальных инвесторов частного капитала, крупных бизнесменов, финансирующих начинающие предприятия, которые кажутся им перспективными. Конечно же, придется немало поработать, чтобы найти и заинтересовать инвесторов. Но кто сказал, что бизнес — это легко?

КСТАТИ

Докризисные 2006–2007 годы в России стали временем небывалого взлета потребления. Рост числа заказов на перевозки привлек на рынок огромное количество новичков в грузоперевозках, приобретавших технику в кредит или в лизинг. С приходом кризиса многие небольшие компании вынуждены были прекратить платежи, а банки и лизинговые конторы стали отбирать залоги. Такая ситуация оказалась характерной для больших городов. Например, банки Москвы и Санкт-Петербурга сегодня выставляют на продажу большое количество залоговой техники. А вот в Пермском крае такие прецеденты носят единичный   характер. Представители банков объясняют это более «домашним» подходом к своим клиентам.

Сергей Елькин, начальник отдела координации, обслуживания и продаж для юридических лиц Cоликамского отделения № 4929 ОАО «Сбербанк России»:

— Специальные сайты, на которых банки выкладывают информацию о продаже залогов, существуют. Например, у Сбербанка информация выложена на сайте www.sberbank.ru., по ссылке «Реестр залогов». Однако работа Сбербанка России построена таким образом, что даже в самых неблагоприятных случаях мы стараемся достичь взаимопонимания с клиентом, рассматриваем все возможные мирные варианты решения сложившейся проблемы. Для нас не характерно изъятие залога в счет погашения кредита. Это крайняя мера. Именно поэтому начинающие предприниматели, пожелавшие приобрести автомобиль для грузоперевозок подешевле, такой информации на сайте Сбербанка могут и не найти.

Вообще, на мой взгляд, начиная свой бизнес, необходимо продумать все от и до, рассмотреть все возможные варианты. Вероятно, что одним из вариантов помощи в открытии своего малого бизнеса станет получение кредита в нашем банке. Обратитесь к менеджерам Сбербанка России, вам назначат встречу, ответят на все ваши вопросы и предложат ряд решений в зависимости от специфики вашего бизнеса.

Владислав Бурдаев, управляющий дополнительным офисом № 3 Пермского филиала «ТКБ» (ЗАО):

— В деятельности Пермского филиала «ТКБ» (ЗАО) случаи, когда Банк является продавцом залогового имущества, носят уникальный характер. Это вызвано двумя основными причинами. Первое: при принятии решения о финансировании сделки покупки техники специалисты банка детально просчитывают риски, сопряженные с отраслью деятельностью заемщика, определяют реальную возможность компании генерировать денежный поток для покрытия кредитных обязательств. Второе: банку экономически нецелесообразно иметь на балансе непрофильные активы, поэтому вопросы, связанные с реализацией залогов в рамках «проблемных кредитов», решаются, как правило, в досудебном порядке. Если говорить в целом о предложениях банков при продаже залогового имущества, то вряд ли стоит рассчитывать на весомый дисконт в цене по отношению к рынку.

Найти бизнес-ангелов Урала можно здесь: http://www.baural.ru. 

Возможности развития

Есть и еще один путь, альтернативный. Именно таким образом попал в сферу грузоперевозок управляющий соликамской фирмы «Компаньон» Антон Шестаков.

— Занимаясь перевозкой пассажиров и багажа легковыми такси, я скоро понял, что грузоперевозки очень востребованы в нашем городе. Постоянно поступали заказы на доставку крупногабаритных грузов. В тот момент возможности и средств на покупку своих грузовых машин не было. Тогда я решил пригласить к сотрудничеству людей, у которых есть свои грузовые машины, — объясняет Шестаков. — Сначала с одной «ГАЗелью» работали, сегодня у нас в штате несколько людей, владеющих своими грузовыми автомобилями. Фирма оформлена официально, есть все документы. Основная задача на настоящий момент — планомерное привлечение клиентов. Особый упор делаем на работу с большими предприятиями. Перевозка частных грузов тоже приносит свою прибыль, но она не стабильна. Думаем выйти на уровень междугородных грузоперевозок и задумываемся о покупке собственных автомобилей.

Риски есть в любом бизнесе, надо просчитывать все возможности, обдумывать самые невероятные варианты, взвешивать все плюсы и минусы и действовать. На первых порах лучше экономить во всем и пахать самому — и за бухгалтера, и за менеджера по продажам, и, если надо, за грузчика, тогда предприятие быстрее встанет на ноги. А самое главное, в малом бизнесе — видеть перспективу. Если не знать, что принесет прибыль завтра — можно прогореть, — советует владелец «Компаньона».

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Обязательные отчисления для ИП — http://www.nwaudit.ru/category/Indcom

Расчет налогов и обязательных отчислений — http://ipipip.ru/FAQ/zapolnenie-deklaracii/74.php

Значение коэффициента k2 для городов Пермского края — http://g2b.perm.ru/article/show/37717#200

Где найти клиентов

Нарабатывать клиентскую базу, как правило, начинают через знакомых. Поэтому первым делом вспомните правило шести рукопожатий (все люди Земного шара знакомы друг с другом через шесть человек), достаньте с полки старую записную книжку, поднимите все контакты, рассказывайте всем знакомым, соседям, родственникам, что вы открыли бизнес по грузоперевозкам и берете заказы. Далее — не менее традиционный способ — реклама с предложением своих услуг. Постоянно выходящий рекламный модуль в газете, листовки, визитки. Креативность объявления может как отпугнуть, так и, наоборот, привлечь клиентов.

Не стоит пренебрегать интернетом, так как здесь можно найти информацию о заказах по грузоперевозкам (в том числе, муниципальным), а можно самому создать сайт, посвященный грузоперевозкам, или размещать четко таргетированную контекстную рекламу. Впрочем, бывалые диспетчеры-экспедиторы советуют не злоупотреблять рекламой в интернете, чтобы не провоцировать «коллег» на демпинг.

Ну и, наконец, кропотливый обзвон компаний и общение с потенциальными клиентами со временем наверняка принесут свои плоды. Постарайтесь встретиться с руководителями средних и малых предприятий, которые наверняка пользуются грузоперевозками. Это могут быть торговые базы, магазины стройматериалов, склады продуктов питания, ликеро-водочных изделий, оптовые базы косметики и моющих средств,   канцтоваров, книжной и печатной продукции, типографии, супермаркеты. Уточните, какой тоннаж транспорта им необходим. Наверняка, большинство из этих предприятий уже имеют сложившиеся связи и пользуются услугами какой-либо транспортной фирмы, но часть будет недовольна сложившимися грузоперевозками. И это — ваши потенциальные клиенты-грузоотправители.

Для работы с крупными предприятиями не будет лишним отправить их менеджерам свое коммерческое предложение с описанием ваших сильных сторон и расценками на услуги.

Общаясь с клиентом, нужно понимать не только его требования и запросы, а также помнить о своих желаниях и возможностях. Если вам интересен заказ, отстаивайте его — по той стоимости, которая обеспечит качественное выполнение поставленной задачи. Как говорил монтер Мечников, «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон».