Шаг в сторону |
Статьи - Бизнес |
Автор: Людмила Климова |
22.05.2012 16:33 |
Современные музеи в небольших городах сегодня вынуждены делать выбор: оставаться академическими или становиться ближе к сфере массовой культуры и активно зарабатывать деньги. Чтобы выживать и развиваться. С легкой руки некоторых чиновников от культуры последняя должна быть как минимум окупаемой, хорошо продаваться и даже приносить прибыль. Причем практические любая ее часть. Будь то танцевальный кружок в доме культуры или музейная экспозиция. Возможно именно поэтому все чаще работники культуры вынуждены пользоваться такими терминами как бизнес-проект, бизнес-план, грантовая работа. Чего-то кардинально нового в этом нет. На западе по этому пути развиваются многие музеи. Например, в Испании муниципальные музеи содержатся на городские средства, и жители страны (а иногда и туристы) могут посещать экспозиции бесплатно. Зато за посещение объектов исторического наследия, взятых под охрану ЮНЕСКО, с каждого берут вполне приличную плату. На фестивале «Музейный гид» директор по маркетингу музея Амстердама Бьер Стенверс предельно четко сформулировал требования к «новому музею»: — Мы стали проще, коренным образом изменили подход к формированию экспозиции, обновили сайт в интернете, стали приглашать к себе людей… И люди пошли в музей. Пример из России — Дарвиновский музей в Москве, который постоянно напоминает о себе нестандартными акциями и выставками. Продвижением продукта и борьбой за посетителя занимается специально созданный отдел рекламы. За год на билетах, сувенирах, лекциях и экскурсиях музей заработал 6 млн рублей. Правда, для окупаемости и этой суммы мало. И это при постоянном туристическом потоке в столице. Что же говорить о провинции… Однако и здесь наблюдается оживление. — Туриста в музей нужно зазывать, — считает заведующая сектором развития туризма управления культуры Соликамска Ольга Приданникова. — Для этого музей должен быть живым организмом. Новые проекты, модернизация старых, нестандартные приемы — этим можно привлечь посетителей, туристов, которые оставят в музее деньги. При этом не стоит забывать и про местных жителей, выводить их из-под власти стереотипа «Я в музее уже однажды был, зачем туда второй раз идти, что там может быть нового?». По словам директора Усольского музея «Палаты Строгановых» Станислава Хоробрых, музейщикам важно чувствовать динамичность современного мира: — Посмотрите, насколько выросла плотность культурных событий. А ведь многие из них — исторические, календарные, появляющиеся в наши дни — можно использовать для привлечения посетителей в музей. В нашем коллективе принято скрупулезно обсуждать каждый проект (за год в «Палаты Строгановых» привозят до девяти оригинальных выставок), начиная с тематики и заканчивая PR-составляющей. Причем последней уделяется не меньше внимания, чем культурной ценности экспозиции. Историко-художественному музею им. Коновалова в Березниках, можно сказать, повезло — новому руководителю за пять лет удалось провернуть огромный объем работы. — В музее не прекращаются ремонты и реконструкции, — говорит директор музея Любовь Бабина. – Мы отреставрировали фасад, спроектировали и создали новую экспозицию. Сделали музей интерактивным. Администрация города выделила музею большие средства. Нашлись спонсоры и партнеры — специалисты Уральского института музейных проектов очень качественно выполнили наш заказ. И конечно же за свой музей болел весь коллектив. ЕСТЬ ИДЕЯ — ДЕНЬГИ НАЙДУТСЯ Именно так считает Любовь Бабина, когда речь заходит о привлечении средств на развитие музея: — Поэтому мы планируем свое развитие на достаточно большой срок. Сейчас немножко отдохнем от ремонтов и будем активно занимается рекламой. Грамотно рассказать о «изюминках» дорого стоит. Причем, мы рекламируем себя не только потенциальным посетителям, больше — коллегам и турфирмам. Первые обязательно поделятся интересной новостью у себя в городе, вторые привезут к нам гостей. — Зарабатывать деньги необходимо, но превращаться в некое развлекательное учреждение нельзя, — считает Станислав Хоробрых. — Музей должен оставаться академическим (заниматься научной работой), при этом становиться массовым, интерактивным (хотя, по моему мнению, любимая сегодня всеми интерактивность — не самая удачная для музея модель развития). Это тонкая грань, которой необходимо держаться. У нас в Усолье в одном месте оказались сконцентрированы два объекта с одинаковой исторической составляющей. Поэтому мы, в отличие от Голицынской усадьбы, стали больше заниматься развитием современных тенденций, показывать людям не только историю XVII-XVIII веков, но и знакомить с искусством XX века — создавать сегодняшнюю историю. — Нас ругают за то, что в Соликамске нет новизны, при этом часто гости — и туристы, и коллеги-специалисты — благодарят именно за то, что в городе сохранен классический музей, — рассказывает директор Соликамского краеведческого музея Ольга Лыткина. — Даже новые проекты у нас получаются с уклоном в древность. В прошлом году на полученный краевой грант мы создали цикл театрализованных экскурсий «Оленкины рассказы», основанных на исторических фактах — с использованием песен, танцев и языка, звучавшего на улицах города в XVI веке. Посетители в восторге. МУЗЕЙ КАК БИЗНЕС — Тем не менее, отмечу, что среди соликамцев новшества, над которыми работает коллектив музея, менее популярны, чем среди иногородних туристов, — анализирует ситуацию Ольга Приданникова. — За такое же представление в Перми наши горожане готовы заплатить 1000 рублей, а в свой музей «за сотню» идти не хотят. Вот в Доме мастеров открылся музей русской печки — с экспозицией, обрядами, играми. Мне кажется, от появления подобных проектов город будет только выигрывать. — Проект «Оленкины рассказы» в этом году получит продолжение, — рассказывает научный сотрудник СКМ, руководитель историческо-театрального кружка «Коренушка» Олеся Бендрик. — Новые приключения воеводовой дочки уже написаны сотрудником музея Нелли Савенковой, идут репетиции, шьются костюмы. Большое представление мы планируем на день святых Петра и Февронии (25 июня). — К этому дню в Доме воеводы откроется экспозиция свадебного платья, — продолжает Ольга Лыткина. — В планах экспозиция «Ратный мир». Есть идеи по взаимодействию с нашими соседями. К сожалению, музею в Соликамске существовать как бизнес-проекту тяжело: много средств мы вынуждены тратить на содержание и реставрацию исторических объектов. Есть гранты, есть деньги, заработанные своими силами, но всех затрат они не окупают. — После обновления экспозиции поток посетителей увеличился, — говорит Любовь Бабина. — Теперь нужно учиться привлекать к себе внимание богатого клиента, который мог бы в перспективе стать другом, меценатом. Реализация идей требует средств. В июле мы планируем провести в усадьбе Голицыных провинциальный бал. Сейчас начинаем подготовку — будем проводить мастер-классы по бальному искусству, языку веера, этикету. Скорее всего, они будут платными. — В бизнесе есть термин «старт-ап», когда под запуск нового проекта собирается компания людей, аккумулируются средства, разрабатывается стратегия, анализируется рынок, — переходит на чисто деловой язык Станислав Хоробрых. — Так вот, я считаю, что в музейном проекте главной составляющей всегда будут не деньги и технологии, а культурная составляющая. В этом, наверное, главная особенность музейного бизнеса. По крайней мере, в русской провинции. В заключение отметим: культурные проекты сегодня вполне популярны в провинции. Далеко ходить не будем, возьмем Прикамье. «59 фестивалей 59-го региона», турфест «59-ая параллель», региональная историко-познавательная игра «Открытый город», PROMZONA, фестиваль «Белые ночи в Перми», наконец мегапроект «Пермь — культурная столица». И хотя ни один из них не считался коммерческим, многие привлекали внимание бизнеса. Кто знает, если наши музейщики к своим знаниям и умениям добавят опыт Амстердама или Москвы, может, и наши провинциальные музеи заблестят новым красками. |