Главная Статьи Бизнес Территория без краж
Территория без краж Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Светлана Токарева   
06.08.2012 16:42

Одно из конкурентных преимуществ торгового центра — обеспечение безопасности покупателей. За шесть месяцев 2012 года в магазинах города и района произошло 55 краж. Чаще всего потерпевшими становятся покупатели. Заглядевшись на товар, они забывают о мерах предосторожности, чем успевают воспользоваться карманники.

За счет покупателя

Поймать вора удается редко. По статистике, девять из десяти подобных преступлений остаются нераскрытыми. Более того, довольно часто граждане даже не заявляют о том, что у них украли кошелек: либо не желают связываться с правоохранительными органами, либо считают, что сами виноваты.

Быть предусмотрительным, безусловно, крайне важно. Но только ли на гражданах должна лежать ответственность за обеспечение своей безопасности при совершении покупок?

По мнению начальника отдела безопасности администрации города Бориса Анкушина, принять меры по предупреждению преступлений должны и владельцы торговых точек. На прошлой неделе совместно с инспектором группы охраны общественного порядка МО МВД «Соликам-ский» Игорем Логиновым он встретился с представителями торговых центров и городских рынков, чтобы озвучить проблему и порекомендовать проведение ряда мероприятий, способствующих снижению числа краж. Разговор получился серьезным, жестким, с взаимными претензиями, однако не вполне конструктивным. Предложения прозвучали, но предпринимателям решать, прислушиваться к ним или нет.

У каждого владельца торгового центра свое отношение к обеспечению безопасности. Кто-то считает, что этому следует уделять серьезное внимание. Другие не готовы решать проблему сохранности не только имущества покупателей, но и собственного: им проще заложить «процент на кражи» в стоимость продукции.

— Крадут везде — этого не избежать, — делится владелец двух городских торговых центров. — В первую очередь, это забота арендаторов — они должны установить хотя бы зеркала, в которые продавцы будут видеть, что происходит у них в отделе, во-вторых, проблемы покупателей, которым надо быть осторожнее, в-третьих, — законодателей. До тех пор, пока ответственность за мелкие хищения будет незначительная, кражи не прекратятся. А если граждане боятся стать жертвой преступников, пусть прячут кошельки подальше или пользуются пластиковыми картами.

Требуются охранники

По меньшей мере, нецивилизованным считают такой подход в администрации города. Как отметил Борис Анкушин, это не дело, если на каком-то объекте ворам позволяют заниматься своим бизнесом:

— Не хотят принимать меры, будем выходить с проверками и обращаться в суд с просьбой отозвать лицензию. На сегодняшний день, если в магазине зарегистрирована кража и заведено уголовное дело, МО МВД «Соликамский» выдает руководителям представления об устранении факторов, способствующих совершению преступления.

По словам Игоря Логинова, основой причиной в этом случае является техническая неукрепленность. Но существует еще ряд моментов, которые владельцам торговых центров стоит предусмотреть:

— Там, где есть возможность оповещения покупателей, стоит не только рекламировать товары и услуги, но и напоминать о бдительности, сохранности вещей. Проводить инструктаж продавцов. Одна из самых действенных мер профилактики — установка видеонаблюдения. Даже если не удастся задержать преступника на месте, просмотрев запись, можно установить его личность, приметы. Кроме того, не каждый вор решится орудовать там, где за ним наблюдают.

Любой из специалистов, занимающихся обеспечением безопасности, легко сможет расширить этот список. Не случайно предприниматели, уделяющие данному направлению серьезное внимание, стараются возложить работу на профессионалов. Выигрывают те, кто имеют собственную службу безопасности либо договор с охранными структурами.

— Обеспечение правопорядка на территории магазина, без-условно, обязанность собственника, — говорит руководитель службы безопасности фирмы «Катюша» Юрий Войтов. — Он заинтересован, чтобы покупатели шли к нему, а безопасность — это неоспоримое конкурентное преимущество. Но трудности существуют. Многое зависит не только от наличия средств, но и от кадрового ресурса. Сложно найти ответственного сотрудника, тем более охранника. Однако потенциал есть всегда. Надо просто работать!

Связываться не стоит

— Причем, работать надо системно и комплексно, — уточняет директор ООО «Промкомплект» Александр Кокшаров. До того, как открыть собственное дело, он работал администратором магазина «Орбита» и теперь судит о проблеме безопасности покупателей с разных точек зрения.

— Конечно, арендаторы могут и должны заботиться о безопасности в своем отделе. Это их зона ответственности. А владельцам торгового центра нужно организовать общую охрану объекта, начиная с прилегающей территории, заканчивая подсобными помещениями. Сегодня у меня отделы в нескольких магазинах (в том числе в «Орбите»), в каждом из них вопросы решаются по-разному, но кражи случаются везде.

Кроме того, нельзя забывать, организация правопорядка — это основная функция государства. Неужели полиция готова выполнять ее, только раздавая рекомендации? Сотрудники МО предлагают организовать  аудиопредупреждения. Эта мера будет работать несколько месяцев, затем в силу  психологических особенностей человек привыкнет и перестанет воспринимать текст, — говорит Александр Васильевич. — Я считаю, что в последние годы подход собственников крупных зданий к проблеме безопасности значительно изменился. Появляется все больше возможностей для профилактики. Но карманников меньше не становится.

…И они не хуже, чем обаятельный Пашка-Америка из «Трактира на Пятницкой», определяют, «есть ли у человека деньги, где они лежат и… стоит ли связываться». В том числе — со службой безопасности торгового объекта.