Подставка под авто |
Статьи - Бизнес |
Автор: Сергей Володин |
14.08.2012 16:47 |
Малый бизнес ставят перед выбором: раскошелиться на новое или переплатить за старое авто. В июле, практически перед самым уходом на каникулы, депутаты Государственной думы в очередной раз «подумали о российском бизнесе». Народные избранники приняли в третьем чтении поправки, закрепляющие введение в России утилизационного сбора с отечественных и иностранных автомобилей. В этот понедельник Владимир Путин их подписал, отрезав тем самым все пути к отступлению. С 1 сентября 2012 года автовладельцы начнут платить «за утиль». ОПЯТЬ УТИЛИЗАЦИЯ Эксперты авторынка связывают нововведение с процессом вступления России во Всемирную торговую организацию. Таким образом государство пытается защитить отечественного производителя от конкурентов из стран-партнеров по ВТО. По разным оценкам такая защита потребуется не менее чем 17 отраслям российской промышленности. Раньше российский бизнес частично спасали заградительные пошлины. С интеграцией страны в ВТО они подлежат отмене. Российское правительство ищет компромиссы, которые позволят сохранить отечественную промышленность, не нарушая при этом правил свободной торговли. Одной из мер такой поддержки стал закон «Об отходах производства и потребления», регламентирующий базовую ставку утилизационного сбора. Закон предполагает и существование коэффициентов утилизационной трудоемкости, зависящих от характеристик и возраста автомобиля. По прогнозам Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тыс. рублей, на грузовую – от 150 до 400 тыс. рублей. За подержанные авто придется переплатить в четыре раза больше. На автомобили, по которым сбор не будет уплачен, паспорта не выдадут. Коэффициент утилизационной трудоемкости для новых легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя составит от 0,5 (при объеме двигателя не более 1,5 л) до 3,6 (объем свыше 3,5 л). В результате сбор с новой легковушки обойдется покупателю от 10 до 72 тыс. рублей. Однако на подержанный автомобиль значение коэффициента предполагается от 2 до 13,5 (40-270 тыс. рублей). Кто захочет переплачивать за семилетнюю иномарку от 80 до 600 тыс.? Но еще большая нагрузка ляжет на плечи малого бизнеса – автотранспортные компании, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками, планировавшие в ближайшее время обновить свой автопарк или прикупить мощную и надежную импортную спецтехнику – новую или бывшую в употреблении, – должны будут заранее и очень внимательно подсчитать свои финансовые ресурсы: минимальный сбор составит 90 тыс. рублей — столько придется доплатить за грузовой автомобиль массой до 3,5 т (коэффициент 2,25). За более тяжелый автомобиль массой 3,5-5 т придется выложить уже 150 тыс. рублей (коэффициент 3,75), еще дороже обойдется машина массой 5-20 т – 470 тыс. (коэффициент 11,75). Самыми дорогостоящими станут автомобили полной массой свыше 20 т, тягачи, внедорожные самосвалы и другая спецтехника – для них установлен коэффициент 15 – 600 тыс. рублей. Утилизационный сбор для подержанной коммерческой техники будет формироваться, исходя из коэффициентов от 5 до 37,5 (от 200 тыс. до 1,5 млн рублей) в зависимости от полной массы. Для коммерческой техники массой свыше 20 т сбор составит 1,5 млн рублей, от 5 до 20 т — 700 тыс. рублей, для тягачей — 900 тыс. рублей. Коэффициент для автобусов будет зависеть от их длины, а базовая ставка установлена на уровне 300 тыс. рублей. Таким образом, утилизационный сбор для них составит от 150 до 750 тыс. рублей. За автобус длиной 5-6 метров придется дополнительно отдать 225 тыс. рублей. Сумма сбора за подержанный автобус может составить от 240 тыс. до 1,4 млн рублей (Расчет опубликован RBС.ru). А ПОЛЬЗА В ЧЕМ? По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, утилизационный сбор поставит надежный заслон завозу в Россию некачественных бывших в употреблении заграничных транспортных средств из Европы и из Юго-Восточной Азии, которые представляют большую угрозу в том числе для экологической обстановки в мегаполисах. — Более 50% ввозимых подержанных машин не отвечают стандарту Евро-0 и Евро-1. В этих условиях первостепенное значение приобретают нетарифные меры защиты и специальные ограничения, которые в полной мере соответствуют практике стран, присоединившихся к ВТО, — объяснил депутат в интервью ИТАР-ТАСС. Между тем, аналитики рынка не склонны считать отмену пошлин и введение утилизационного сбора процессом однозначно положительным. Часть их склоняется к тому, что до введения закона трудно оценивать все его положительные и отрицательные моменты, другие высказываются однозначно – новый сбор окажется больше отмененных пошлин и обещанное послабление станет для бизнеса новой проблемой. Не рады новым расходам и практики — предприниматели, работающие в транспортной сфере. — Давайте, я тоже буду оперировать цифрами, — высказывает свое мнение о новом законопроекте директор соликамского ООО «Горавтотранс» Дмитрий Новиков. — В этом году мы планировали купить подержанный автобус SETRA, который откатал восемь лет по дорогам Германии, – просторный, удобный безопасныйавтобус для междугородних пассажирских перевозок – стоимостью два миллиона рублей. Но не смогли. Евротехника б/у дорожает. Пришлось покупать новый китайский HIDER – не такой фешенебельный, меньшей вместимости, стоимостью три миллиона рублей! Выиграем мы от этой покупки? Не уверен. Знаю, что «европеец» отработает на наших дорогах еще пять-семь лет без особых проблем. Знаю, что MAN, Scania, Merсedes пусть и подержанные надежнее и комфортабельнее любой азиатской пусть и новой машины. Что касается «нашего ответа» импортному автопрому, то здесь, как говорится, в гору еще шагать и шагать. Да, есть новые модели отечественных автобусов, но до уровня и подержанных иномарок им все же далеко. Зато в ценах они из переплевывают – от 7 до 12 млн рублей за машину. При этом полной уверенности в надежности, к сожалению, нет. Поэтому отношение к новому закону у меня однозначное – лучше не будет. Да мы давно ничего хорошего от правительства не ждем… — Дешевое не всегда хорошее, это правило знает любой автомеханик, — у директора ООО «База ««Кама-Строй»» Алексея Родионова свое мнение о способах экономии. — У частника автомобиль стоять в ремонте не должен – вложенные средства должны окупаться и приносить прибыль. Чтобы автомобиль работал, нужно, чтобы он мог без аварий ездить по нашим дорогам, чтобы был не проблематичен в обслуживании, чтобы на него всегда можно было быстро приобрести запчасти. Поэтому мы стараемся приобретать новую технику. Если самосвал, то КамАЗ. Запчасти есть, в работе хорош. На импортную технику оригинальные запчасти приобретать дорого и хлопотно. Непроверенные марки себя у нас уже показали — взяли китайский погрузчик (по цене дешевле белорусского «Амкодора»), он два года отработал и уже два месяца стоит — запчастей нет. За новой техникой должен и сервис в регион прийти. Будут у нас представительства работать, салоны обслуживания и запчастей открываться, тогда и спрос появится. Но все равно, чиновники, законодатели должны понимать, что предприниматель деньги просто так платить не будет: если техника будет дорожать без конца, ее покупать не будут. И тут хоть ВТО, хоть не ВТО… ДУМЕ ПОДУМАТЬ В заключение отметим, что кроме своей защитной функции для отечественного производителя закон об утилизации имеет еще одну функцию — экологическую. Он должен способствовать уменьшению количества брошенных машин, ржавеющих на свалках и в лесах. Однако эксперты считают, что это функция — лишь декларация. В России работает две сотни компаний, которые сами готовы вывозить автомобили на металлолом. Но доля переработки авто составляет всего 2% от всего перерабатываемого в стране металла — не хватает инфраструктуры для переработки сырья, не созданы условия, чтобы этот вид бизнеса активно развивался. Между тем, как подсчитали в Госдуме, уже в 2013 году утилизировать надо будет более 1,5 миллиона авто, к 2015 году — от 2 до 2,5 миллионов. Можно предположить: если утилизационный сбор отобьет у бизнеса желание покупать новые авто, а сдавать старые будет некуда и невыгодно, то через несколько лет мы можем столкнуться с дефицитом автобусов на маршрутах и спецтехники на стройке. Если правительство вновь чего-нибудь не придумает. Например, хотя бы поменяет ставку коэффициента по утилизации. |