Главная Статьи Бизнес Бизнес в ЖКХ: Не все так просто?
Бизнес в ЖКХ: Не все так просто? Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Людмила Климова   
05.09.2012 14:52

Жилищно-коммунальное хозяйство — это, безусловно, направление бизне­са, причем направление, которое может и должно стать успешным. А иначе жилищный фонд, вокруг которого, собственно, все «завязано» и в большом, и в малом, просто развалится — по кирпичику или по панельке, смотря из чего был построен.

Казалось бы, раз бизнес на ниве ЖКХ так глобально важен, условия для его успешности формируются авто­матически. Однако же далеко не все так просто и радужно.

— Двусмысленность положе­ния на сегодняшний день заклю­чается в том, что, с одной сторо­ны, мы — предприятие среднего бизнеса, которое живет и раз­вивается только на заработан­ные средства — никто никаких дотаций нам не даст и не пред­ложит. С другой же стороны, мы ответственны за предоставление жизнеобеспечивающей услуги, а значит, ограничены в возмож­ностях формирования ценовой политики, — описывает свое ви­дение ситуации директор ООО «Водоканал» Олег Белкин.

Что значит «ограничение це­новой политики»? Прежде всего, неравенство возможностей:

— Мы каждый год доказыва­ем необходимость повышения тарифов для населения, при этом выше определенного процента пойти в этом повышении не мо­жем — это прописная истина, из­вестная всякому, кто хотя бы од­нажды интересовался вопросом формирования тарифов. Таким образом, государство выстраи­вает с нами отношения, как с со­циально-обязанной структурой, и наш конечный потребитель — население — получает от нас не в чистом виде бизнес-услугу, как, например, в любом магази­не или на рынке, а некий «адап­тированный продукт» — вроде и в рамках товарно-денежных от­ношений, и над ними… В то же время, мы на подобное отноше­ние со стороны наших партнеров рассчитывать не можем, так что все взаимоотношения с теми же электроэнергетиками или под­рядчиками — чистый бизнес и никакой социализации, то есть свободный рынок со свободны­ми ценами.

Есть и еще один нюанс:

— С 1 января 2012 года всту­пил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответ­ствии с которым мы, будучи ра­зом и естественной монополией на территории Соликамска, и организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения, водоот­ведения и очистки сточных вод, обязаны проводить все работы через конкурсные процедуры. И если бы у водоканала не было своих мощностей (пусть их не так много, как хотелось бы, но, тем не менее, они есть), абсо­лютно все ремонтные и стро­ительные работы водоканала растянулись бы на весьма не­определенные сроки… Как, на­пример, растягивается сегодня закупка материалов, — говорит Олег Белкин. — Раньше мы при­обретали их по мере необходи­мости и поступления в бюджет организации средств. А сейчас, дабы действовать в рамках за­кона, должны объявлять тендер на покупку, допустим, трубы определенного диаметра, не чаще, чем один раз в три месяца. То есть купили, провели рабо­ты — три месяца копим деньги, только потом объявляем новый конкурс на «новый вид продук­ции»…

Сложно сказать, переста­нет ли в таких условиях бизнес ООО «Водоканал» когда-либо быть естественной монополией. А вот то, что меняющееся «жи­лищно-коммунальное» законо­дательство и нормы Жилищного кодекса активно способствует развитию малых и мелких биз­несов-спутников этого пред­приятия — факт.

— Во-первых, есть доста­точно много ООО, деятель­ность которых определенным образом связана с «внешним» водоснабжением. В частности, эти компании занимаются мон­тажом и ремонтом систем водо­снабжения и канализации — и по частным договорам, и по вы­игранным муниципальным кон­трактам тоже, — комментирует начальник Управления город­ского коммунального хозяйства Соликамска Андрей Рыков. — Второй момент — «внутренняя» инженерка, за которую ответ­ственны, в первую очередь, ТСЖ и управляющие компании. Ее тоже надо поддерживать в подо­бающем состоянии, надо ремон­тировать — и сегодня в городе также есть организации, кото­рые готовы браться за эту рабо­ту. Ну и, наконец, обновленное жилищное законодательство дало не новую, но, скажем так, дополнительную жизнь «мелко­му» бизнесу — тем «единичным» специалистам, которые ушли «в свободное плавание, в том чис­ле, и из штата управляющих ор­ганизаций, бывших ЖКО. По­смотрите объявления — масса специалистов готовы оказывать услуги, например, по установ­ке приборов учета, по каким-то «внутриквартирным» работам, причем любым, а не только свя­занным с водой и канализацией.

— Главное отличие «индиви­дуального» мастера от, допустим, ООО в том, что последним, как правило, не интересны мелкие работы, а именно они чаще все­го нужны клиентам. Поменять задвижки, поставить новый смеситель, устранить течь, — вариантов масса. Понятно, что сделать все это могут и специ­алисты управляющей компании, но тут уж выбирать собственни­ку, потому что услуги «частни­ка», как правило, дороже. Во всяком случае, без работы мы не сидим. А если поступает круп­ный заказ, например, на полную замену внутриквартирной сети, всегда можно привлечь на сво­еобразный подряд двоих-троих коллег, — объясняет «частный» сантехник Сергей.

Далеко не всегда, правда, кли­енты готовы платить больше за вроде бы то же самое:

— Насколько я информи­рована, сегодня в Соликамске уборка территории и обслужи­вание жилфонда производится персоналом управляющих ком­паний, причем вопрос этот реша­ется индивидуально по каждому дому или ТСЖ. И в этом смысле первое, что может помешать нам закрепиться на этом рынке,— оплата, которую вносят жильцы за оказание услуги, — поясня­ет руководитель клининговой компании ООО «Сомич» Ольга Борисова. — Собственники в большинстве своем привыкли к уборщице, которая раз в неделю моет подъезд и получает за это, к примеру, 5 тыс. рублей в месяц. Клининговые услуги обойдутся, скажем, в 10 тыс. рублей в месяц. При этом никто же не будет вда­ваться в подробности, выяснять, что это будет именно квалифи­цированная уборка с примене­нием профессиональной химии, специального оборудования и навыков. Вот и возникает у лю­дей резонный вопрос-«протест»: за что я буду переплачивать?

Между тем, как говорит Оль­га Валерьевна, у их компании накоплен различный опыт, ко­торый был бы весьма полезен в управлении и содержании мно­гоквартирного дома:

— Мытье подъездов, дезин­фекция и чистка мусопроводов, санитарное содержание терри­тории (от очистки твердых по­крытий от растительности до де­зинфекции урн) — это далеко не весь перечень наших услуг. Плюс к этому, у нашей компании есть практика оказания услуг по ре­монту и содержанию помеще­ний и территорий, а также по доставке и вручению поданных в адрес граждан, организаций и должностных лиц извещений (уведомлений) и прочих пись­менных сообщений.

В общем, очень многое се­годня в развитии ЖКХ-бизнеса зависит не только от юридиче­ских, но и от физических лиц… Пусть очень часто и опосредо­ванно:

— Нам невыгодны сегод­ня небольшие объемы работ, то есть, условно говоря, ремон­тами квартир мы заниматься не будем. Но это не значит, что нам вообще неинтересны обще­строительные работы или рабо­ты на инженерных сетях. Очень даже интересны! — говорит ис­полнительный директор ООО «СМУ-33» Владимир Сырин. — Мы, например, сотрудничали с управляющими компаниями в Красновишерске. Есть схожий опыт работы и в Соликамске — для МУП «Теплоэнерго» пере­кладывали участок теплотрассы. Так что это направление нам вполне по силам, и если пред­ложение интересное — мы будем работать.