Скинуть с пользой |
Статьи - Бизнес |
Автор: Светлана Токарева |
27.09.2012 15:15 |
Возможность избавиться от неактуальных вещей и освободить склады от неходового товара – далеко не единственное достоинство распродаж. Как организовать и провести это мероприятие, чтобы потребитель, привлеченный волшебным словом sale, не смог удержаться от покупки и в итоге пополнил ряды лояльных клиентов компании? В Европе большинство товаров реализуется именно в период распродаж, начала которых покупатели ждут весь год. И хотя до Европы нам еще далеко, система сейлов сложилась и в Соликамске. Наиболее ярко она проявляется в фирменных магазинах одежды, которые, готовясь к поступлению новых коллекций, стараются распродать предыдущие. В результате скидки могут доходить до 50 и более процентов. С одной стороны, такая «наживка» заставляет «клюнуть» на предложение и совершить покупку, которая может быть, даже не входила в планы человека. С другой, покупатели привыкают: стоит немного подождать и ту же кофточку можно будет купить по бросовой цене. Однако не каждый продавец готов уступать. По словам директора магазинов «Мехико» Юлии Данилюк, покупатели стали избалованными и готовы покупать только тогда, когда им предоставляют скидку. Между тем делать распродажи регулярными невыгодно: во-первых, это экономически необоснованно, во-вторых, может навредить репутации. – Мы позиционируем себя как магазин, который продает качественный товар по доступным ценам. Стоить дешевле он попросту не может. В то же время мы готовы идти на некоторые убытки в рамках рекламных кампаний, в частности можем предложить скидку на всю продукцию в честь открытия магазина, как сделали это в «Сити-центре». Акция сработала: отдел посетило немало клиентов, желающих познакомиться с ассортиментом, а продажи оказались высокими, – рассказывает Юлия Сергеевна. ДЛЯ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Чаще всего в Соликамске скидки используются в качестве информационного повода — чтобы привлечь внимание покупателей. Свои пиар-акции на этом основывают как крупные торговые сети, например «Корпорация Центр», так и предприниматели, оказывающие отдельные виды услуг и борющиеся за каждого клиента. В условиях конкуренции именно их предложение должно привлечь человека. Один из способов многие видят в рекламе, которая срабатывает чаще, если затрагивает психологические аспекты. А объявления о предоставлении скидок говорит человеку: он может сэкономить, получив ту же услугу за более низкую цену. – Как только на нашем рынке появилась конкуренция, мы стали задумываться, как привлечь клиентов. Пришла идея внедрить накопительную систему скидок, – рассказывает ювелир Василий Зеленков. – При многократном обращении стоимость работ может быть снижена на 7%. Возможно, не подозревая об этом, предприниматель озвучил одно из главных правил: не предоставлять скидки всем подряд, поскольку может сложиться мнение, что первоначальная цена попросту завышена. Скидка должна быть эксклюзивным предложением. Для того чтобы ее получить, покупатель должен соблюсти какие-то условия: либо стать постоянным клиентом, либопредоставить бланк объявления (подобная реклама встречается в любом печатном СМИ), либо прийти в магазин в определенное время суток, как это предложили арендаторы торговых центров «Бисмарк». Месяц назад по их инициативе и при поддержке руководства ТЦ в Соликамске прошла первая «Ночь распродаж». После наступления полуночи отделы в «Бисмарке-1» вновь начали работу, причем практически на весь товар были установлены скидки, доходящие до 50%. – Акция превратилась в настоящий праздник для горожан, с концертом и розыгрышем призов по купонам, которые выдавались при приобретении товара на 1000 и более рублей, — рассказывает администратор ТЦ Инна Баушева. – Всю неделю после распродажи люди ходили и спрашивали, нельзя ли еще что-нибудь купить дешевле. Высокие продажи держались несколько дней. Удачное проведение акции спровоцировало арендаторов «Бисмарка-2» на организацию подобного мероприятия. В октябре в Боровске пройдет своя «Ночь распродаж». Ее решено провести в виде фестиваля Октоберфест. Параллельно в «Бисмарке-1» цены будут снижены в течение недели. ВСЕ ВКЛЮЧЕНО Как считают некоторые маркетологи, наибольший эффект от распродаж бывает в том случае, если о них не предупреждать заранее, а сообщить внезапно. Так сделали и в «Группе магазинов «ОВС». За два года, что здесь торгуют обоями премиум-класса, на них впервые были объявлены скидки, что, несомненно, вызвало у многих желание приобрести ранее недоступный по цене товар. — Мода есть на все, в том числе на обои. Быстро меняются коллекции, есть виды, которые снимают с производства, – рассказывает представитель сети Елена Копина. — Прежде чем обновить ассортимент, мы решили объявить распродажу. Установили скидки до 30%. Акция сработала, было решено продлить ее на сентябрь – самое время для ремонтов. По мнению Елены Александровны, сезонность играет важную роль в установлении ценовой политики. Причем скидки можно использовать как в периоды снижения покупательской активности, так и в моменты наивысшего спроса. Так, летом увеличиваются спрос нахолодильники, и каждый, кто покупал этот агрегат в «Группе магазинов «ОВС», получал в подарок купон, по которому приобретал еще и продукты на 1000 рублей. ПОКУПКА «С ВОЗВРАТОМ» Подобные купоны и сертификаты на вторую покупку – еще одна разновидность в системе сейлов. Довольно часто ее используют магазины бытовой и компьютерной техники. У человека появляется не только желание, но и необходимость прийти сюда за следующей покупкой: ведь, если не использовать имеющийся на руках сертификат, деньги пропадут. Такие акции время от времени проводят в магазинах «Матрона». – По опыту знаем, что лето – не самый лучший сезон для продаж, – говорит владелец сети Дмитрий Нецветаев. – Чтобы поддерживать лояльность клиентов, при покупке на сумму от 399 рублей выдаем купон со скидкой 15-20% (в зависимости от суммы) на следующее приобретение. Кроме того, каждый месяц в магазинах бывают снижены цены на несколько товаров. Подбирая варианты для стимулирующей программы, специалисты отдела снабжения ведут активную работу с дистрибьюторами, у которых появляется возможность для проведения промо-акций по новой продукции. Косметической и парфюмерной отраслям не свойственна ярко выраженная сезонность, но то и дело производители выпускают новинки, в связи с чем в магазинах возникает необходимость в ротации товара, освобождении места. – Именно по этой причине могут быть скидки 30 и более процентов на элитную парфюмерию, – продолжает Дмитрий Нецветаев. – Есть клиенты, которые считают, что мы пытаемся сбыть дешевую партии, уступающую остальной продукции по качеству. Но это не так. ЦЕНА НАРОДНАЯ – Покупатель всегда может поинтересоваться у продавца, по какой причине проводится распродажа, – отмечает Елена Копина. – Если мы устанавливаем «желтые» ценники, значит, обновляем ассортимент: продаем дешевле то, на что снизился спрос, чтобы привести новое. Не стоит думать, что таким образом продавец хочет сбыть «возврат» или «нестандарт». О хорошем качестве продуктов, которые идут по сниженной цене, говорят и специалисты магазинов «Ермак». Следуя принципам, установленным крупными федеральными торговыми структурами, здесь каждую неделю проводят специальные акции, направленные не только на привлечение клиентов, но и на поддержку незащищенных слоев населения, чем заявляют о социальной ответственности бизнеса. – Система предоставления скидок строится по нескольким направлениям, – делится заместитель коммерческого директора сети «Ермак» Наталья Протопопова. – Каждый клиент, сделавший покупку на сумму свыше 1000 рублей, получает дисконтную карту. Есть акции выходного дня. Также мы разработали «социальную программу», по которой на некоторые виды товара делаем минимальную или совсем не делаем наценку – это за наш счет, благодаря чему позволяем людям среднего достатка экономить на основных продуктах питания. Наталья Юрьевна утверждает, что ни один из продуктов не является просроченным, а снижение стоимости имеет цель выиграть конкуренцию за покупателя, ведь для большинства определяющей при выборе продавца (товара или услуги) становится именно цена. ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ – «А вы мне скидочку сделаете?» – очень часто спрашивают люди, – рассказывает директор фирмы «Sof-it» Евгений Зарубин. – Именно такие просьбы и подтолкнули нас указывать возможность скидки на услуги в рекламном объявлении. Знаю, что многие ориентируются на платежеспособность граждан: есть установленные расценки, но при необходимости от них можно немного отойти. Для клиента очень важно чувствовать, что к его просьбе прислушались, что ради него сделали исключение из правил. Выигрывает тот продавец, который повышает значимость своего покупателя. Это может быть не только забота о материальном благополучии пенсионеров, но и предоставление статуса VIP-клиента, что удачно практикуют некоторые магазины, выдавая дисконтные карты с повышенным процентом скидки. Куда приятнее покупать товар там, где тебя считают особо важной персоной. Цель скидок 1. Избавление от остатков товара, прошлых коллекций Ценовые акции могут быть: краткосрочные – скидки, распродажи, сертификаты на следующую покупку Скидка в минус Первым посылом к приобретению товара служит разница между начальной и конечной ценой. Если речь не идет о статусных товарах, например, ювелирных украшениях, снижение цены меньше, чем на 10%, не оказывает на покупателя должного эффекта. Не лучшую реакцию может вызвать и перекос в другую сторону: излишне высокая скидка (более 50%) может вызвать у человека сомнения в качестве товара или создать иллюзию, что прежние цены были искусственно «накручены». Наценка в плюс Иногда, чтобы привлечь клиентов, фирма может не снизить, а напротив, повысить цену на товар. Именно так в середине ХХ века, желая оторваться от конкурентов и показать, что он производит самые лучшие, высочайшего качества машины, поступил автоконцерн Mercedes-Benz. И не прогадал: объемы выручки возросли. Неправильно установленная скидка может испортить имидж компании. У покупателя возникает одна из двух мыслей: – на этот товар слишком много наценили Грамотно проведенная акция обеспечивает компании не только стимулирование покупки товаров, на которые объявлены скидки, но и увеличение продаж всего ассортимента. Ограничение продолжительности распродаж – дополнительный стимул к посещению торговой точки именно в период действия скидок. Покупатель должен успеть узнать об акции и найти время, чтобы зайти в магазин. Минимальный срок мероприятия может составлять 2–3 недели. Вместе с тем, вряд ли имеет смысл затягивать распродажу дольше, чем на полтора месяца: потребительский интерес к акции постепенно снижается, и торговые площади уже перестают работать с той же отдачей. Варианты скидок: Осенний ценопад |