Главная Статьи Общество Как избежать «автоподставы»?
Как избежать «автоподставы»? Печать E-mail
Статьи - Общество
Автор: Анна Штаер   
14.11.2011 16:14

Потенциальными жертвами подстав на дорогах чаще всего называют владельцев недорогих «свеженьких» иномарок, новых отечественных легковушек и начинающих водителей. Однако по статистике, коммерческий транспорт подставляют ничуть не реже.

Во-первых, потому что грузовики и спецтехника — большие и тяжелые, следовательно, менее маневренные. Во-вторых, потому что коммерческий транспорт постоянно находится в работе, у него просто больше шансов встретить авантюристов «с большой дороги». Подставы могут не опасаться, разве что, автобусы и маршрутные такси, в салоне которых едет большое количество пассажиров — такое количество свидетелей мошенникам ни к чему.

Алексей Глазков, исполняющий обязанности заместителя начальника отдела ГИБДД, (г. Соликамск):

— Схемы автоподстав придуманы и опробованы уже давно. Классический способ — интенсивный разгон и резкое торможение с тем, чтобы следующий за «подставлялой» автомобиль врезался в задний бампер. Прием прост и эффективен, доказать, что автомобиль «подставлялы» тормозил необоснованно резко, практически невозможно, а виноват всегда тот, кто сзади.

Еще одна распространенная ситуация: вы движетесь в левом ряду. Неожиданно за вами возникает машина, которая, сигналя и моргая фарами, просит уступить ей дорогу. Вы перестраиваетесь, и получаете удар в крыло или борт. В этой схеме вас «сопровождают» уже два автомобиля. Один из них едет сзади, вынуждая вас перестроиться, а второй следует чуть сзади по соседней полосе, ожидая, когда вы начнете маневр, чтобы резко ускориться и подставить свое крыло под ваш автомобиль. Для усиления эффекта первый автомобиль может включить дальний свет или нереально яркий ксенон, чтобы слепить вас в зеркала и не давать рассмотреть ситуацию в правом зеркале.

В большинстве случаев, как выявляет потом экспертиза, все царапины и повреждения, которые предъявляют «пострадавшие» — дела давно минувших дней. Машина специально подставляется битой стороной, чтобы получить страховые деньги, в выплате которых было отказано. Я достоверно знаю о трех таких случаях, произошедших в прошлом году.

Причем, от автоподстав не застрахованы даже опытные водители с большим стажем. Под давлением преступников трудно сохранять хладнокровие. Трудно, но необходимо.

Если вы стали жертвой автоподставы, спокойно остановитесь, включите кнопку аварийной сигнализации и выйдите из машины. Мнимые пострадавшие, скорее всего, предложат вам оплатить ремонт их машины, возместить моральный ущерб и так далее. Не соглашайтесь. Даже в том случае, если мошенники начинают звонить «инспекторам» или «страховым агентам» и обещают превратить вашу жизнь в сплошную беготню по судам. Не поддавайтесь на провокации.

Вас должно насторожить нежелание вызывать сотрудников ГИБДД: мол, долго ждать, мы и без них разберемся. Не разберемся. Спокойно сообщите дежурному о ДТП только со своего мобильного телефона. Или, как вариант, составьте схему ДТП. (Нужно учесть окружающую обстановку, и обозначить какие-то значимые объекты). По возможности, сделайте фотографии на телефон и предложите проехать до ближайшего поста ДПС (п. 2.6. ПДД позволяет вам это сделать).

Все ДТП в обязательном порядке подлежат фотофиксации не менее чем с четырех сторон. Бывают случаи, когда на фото четко видно, что фара разбита. Но вот осыпь осколков почему то оказалось не в той стороне, в какой бы она в действительности была после данного ДТП. Такие случаи имеют место. И сотрудник ГИБДД должен зафиксировать в рапорте, что детали не соответствуют месту и времени совершения ДТП.

Если мошенники суют вам под нос непонятные корочки («А мы вот из полиции!») — все равно стойте на своем. Помните: потерпевший — это вы. Как правило, нарвавшись на «клиента», который, несмотря на прессинг, настаивает на законном оформлении ДТП, игнорируя все «советы» мошенников, последние предпочитают отступить и уехать, бросив напоследок угрозу «еще встретиться».

Еще один совет — обзаведитесь видеорегистратором. Игрушка эта стоит не так много денег, но не дай бог что — поможет доказать вашу невиновность. В Соликамске без такого случая тоже не обошлось. Водитель «семерки» записал на видеорегистратор ДТП со своим участием, когда обгоняющий и «подрезающий» его водитель дорогой иномарки спровоцировал ДТП и с чувством полной невиновности принялся доказывать свою правоту сотрудникам ДПС. При этом, место происшествия выглядело явно не в пользу водителя ВАЗ-2107. Но после просмотра видеозаписи ситуация поменялась коренным образом.

Василий Зайцев, ООО «Ремонтник» (г. Березники):

— Слава богу, об автоподставах я знаю только из новостей. На транспорт крупных предприятий мошенники почти не покушаются — боятся связываться с компанией, у которой наверняка есть сильная юридическая поддержка. Поэтому логотип предприятия на борта наших грузовиков мы наносим, в том числе, и из соображений безопасности.

Водителям я постоянно напоминаю о соблюдении правил, чтобы были на дороге внимательны и вежливы, сами не лезли на рожон. Ну и, конечно, чтобы вели себя уверенно в любой ситуации.

Александр Малышев, ИП Шкляр (г. Березники):

— Ситуации, которые «гремели» на всю страну в 90-е годы, остались в прошлом. Тем не менее, с лета этого года мы начали оборудовать транспорт, который ходит в междугородние рейсы, видеорегистраторами. Они записывают все происходящее в течение двух недель в режиме он-лайн. Оборудование одной машины обходится в среднем в 4 тысячи. Деньги небольшие, а на душе спокойней. Кроме того, мы проводим сезонные и плановые инструктажи. Ведь в правила дорожного движения постоянно вносятся изменения. Мы обязаны донести до водителей подобную информацию.

Как избежать обмана в автосервисе?

Культура обслуживания в российских автосервисах далека от совершенства. Как часто мы слышим жалобы автомобилистов на то, что автосервисы не дают гарантий и отказываются исправлять последствия некачественного ремонта. Но это еще не все — обращаясь в автосервис, люди часто становятся жертвами обманщиков.

Чтобы этого избежать, нужно знать о типичных уловках сервисменов, и о том, как себя от них оградить.

Александр Самко, автосервис Time-avto, (г. Березники):

— Пытаясь сэкономить, люди обращаются к знакомым «гаражникам». А потом у них складывается впечатление, что автосервис — это сплошной обман. Гаражных дел мастера почти всегда привлекают клиентов низкими ценами. Но у них, в отличие от сервисов, нет специализированного оборудования, квалифицированных специалистов. Они используют дешевые материалы. Конечно, в сервисах цены выше, но там и качество соответствующее. И гарантия на все работы. Хотя, обмануть могут и во вполне легальных, фирменных сервисах.

Самая простоя уловка — это проведение безрезультатной диагностики автомобиля. Автовладелец обращается в автосервис с проблемой, характер которой он определить не может. Ну, не так ведет себя машина, а почему — не ясно. И даже диагностика не помогает определить причину, но счет за нее автовладельцу выставляют по полной. Поэтому совет: если вы все же оплатили диагностику, потребуйте четкого определения неисправности (либо возврата уплаченной суммы). Факт выполнения работ должен быть зафиксирован документально, иначе доказать свою правоту будет сложно! Поэтому не стоит чинить машины в тех сервисах, которые не готовы заключить с вами договор и предоставить гарантию на проведенные работы.

Более изощренный способ обмана — выявление в процессе диагностики псевдонеисправностей. В автомобиле вдруг обнаруживаются изношенные или сломанные детали (скорее всего, ими банально подменили новые и исправные). Работники автосервиса могут умышленно причинить ущерб отдельным узлам автомобиля. Стоит автовладельцу отлучиться на пару минут, как в картере двигателя оказывается продукт неопределенного состава. После этого ему предложат оплатить замену масла, свечей и так далее, или попытаются «развести» на полный капремонт двигателя.

Поэтому лучше не оставлять на время диагностики автомобиль без присмотра. Тем более, что у вас есть право присутствовать при ремонте авто. Если же ремонт будет длиться не один день и возможности присутствовать ежедневно нет, сфотографируйте свой автомобиль (в том числе и показания спидометра) и продемонстрируйте механику работоспособность всех его систем.

В соответствии с пунктом 31 главы 4 Порядка оказания услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. автовладелец может присутствовать при производстве ремонта и технического обслуживания автомобиля в производственных помещениях, не вмешиваясь в деятельность исполнителя с соблюдением правил техники безопасности.

Еще один способ «относительно честного отъема денег» — дополнительные услуги. Например, причина неисправности кроется в тормозных колодках, но автовладельцу заодно меняют и тормозные диски. В таком случае важно не растеряться и вспомнить: подобные услуги попадают в категорию «навязанных» и клиент имеет законное право их не оплачивать!

Иногда в автосервисе люди сталкиваются с откровенным воровством. Предположим, вашему автомобилю требуется замена амортизаторов. Вы оставляете его в сервисе, там со старых амортизаторов удаляют грязь и подтеки, обезжиривают, красят. После чего они выглядят как новые. Чтобы не быть обманутым таким образом, лучше купите новые амортизаторы сами и незаметно их пометьте. Так вам будет легче убедиться в том, что именно их вам и поставили. И всегда требуйте возврата замененных деталей вашего автомобиля!

Предприятиям с большим автопарком выгодней содержать свою ремонтную бригаду: закупить оборудование, обучить людей. Но если техника новая, на гарантии, или в парке 1-2 машины, создавать свою рембазу не имеет смысла. Прикрутить пару гаек могут сами водители или один механик. А серьезный ремонт лучше делать в специализированном сервисе.